Культура Знаменитости

Аристократ, сноб и разведчик: таким был создатель Джеймса Бонда

07:00 28 май 2020.  1308 Читайте на: УКР РУС

Ян Флеминг родился 28-го мая 1908-го года.

Среди создателей детективных и шпионских романов не так уж много писателей, которые имели отношение к криминалу и шпионажу в своей реальной жизни. Но тем, кто к этой категории принадлежал, этот опыт в их литературной деятельности, несомненно, пригодился. Удивительным образом два самых знаменитых писателя, которых можно в этом смысле привести как пример, родились с разницей в 14 лет почти в одну дату: бывший частный детектив Дэшил Хэммет, о котором мы вчера подробно рассказывали – на день раньше. 

Кстати, создатель Джеймса Бонда, агента спецслужбы Ее Величества под номером 007, называл Хэммета своим любимым писателем. Правда, в реальной жизни они все же были совсем разными людьми. Хэммет всю свою жизнь оставался, что называется, пролетарием, в том числе – литературным, в обеих мировых войнах участвовал в звании всего лишь сержанта и, в конце концов, умер почти в нищете. Флеминг же был джентльменом до мозга костей, учился в Итоне, а после в элитной военной академии Сандхёрст. В Сандхёрсте будущий «отец» Джеймса Бонда, впрочем, не провел и года, так как не прошел медкомиссию, заразившись венерическим заболеванием. (Как видим, агент 007 в смысле любви к женскому полу пошел в «отца», только с другими последствиями).

Тем не менее, британская элита (во всяком случае – тогда) своими отпрысками не разбрасывается и уже за несколько месяцев до начала второй мировой войны Флеминг получил должность личного помощника директора управления разведки королевского военно-морского флота, кодовое имя F17 и свой кабинет в британском Адмиралтействе. Так что бывший первокурсник военной академии принимал личное участие в планировании британских сверхсекретных разведывательных и диверсионных операций. Вполне возможно, что только на второразрядных ролях, но понятно, что в любом случае он за это время изучил всю подноготную работы спецслужб и завел полезные знакомства в высших кругах. Не просто же так уже после демобилизации Флеминга из армии в 1956-м году в его поместье гостил вместе с женой британский премьер-министр Энтони Иден.

Ян Флеминг и один из агентов 007 Шон Коннери

Тут надо коротко заметить, что британское общество уже столетия живет в двух противоречивых, пользуясь современной терминологией, трендах. Мы привыкли к тому, что жители Туманного Альбиона любят своих аристократов, но на самом деле это впечатление создают светские хроники британских таблоидов. В реальности же дела обстоят наоборот, о чем свидетельствует та неприязнь, с которой британские литературные критики восприняли не только первые романы о Джеймсе Бонде, но и личность их автора. Как писал один из них о «трех составляющих» романа «Доктор Но»: «Все они нездоровые и совершенно английские: садизм школьного хулигана, механические двумерные секс-желания разочарованного подростка и грубый снобизм взрослого из пригорода». Слова «из пригорода» тут надо воспринимать в британском смысле – из пригорода, где расположены особняки богачей. 

Что касается сугубо личной жизни, то в ней Флеминг был британским аристократом и снобом просто эталонным. В ранних письмах к будущей жене Энн, баронессе по одному из прежних ее мужей, он пишет: «Мне нравится хлестать тебя плеткой, после чего мы счастливы вместе и вонзаем друг в друга булавки». На это Энн отвечала, что хочет, чтобы добрая фея нашла ее тогдашнему мужу жену, а ее саму уложила бы в постель к Флемингу «с хлыстом из грубой коровьей кожи», который обеспечит его «хорошее поведение». (Внебрачная связь до их женитьбы продолжалась у Флеминга и Энн 18 лет, причем он был женат, а она дважды замужем).

Любовь всей жизни Флеминга и его последняя жена Энн 

Происходило всё это, как секс, так и переписка, как положено у невозмутимых и эксцентричных британских аристократов, параллельно тому, как Флеминг играл с мужем Энн в гольф. Но когда Флеминг и Энн наконец-то поженились, брак оказался несчастливым. Он был сосредоточен на своей литературной работе, Энн – на светской жизни, и, как писал ей он сам: «В нынешних сумерках мы раним друг друга до такой степени, что жизнь становится почти невыносимой».

Умер Флеминг так же, как и жил, то есть как истинный британский аристократ и сноб – после того, как ему стало плохо на поле для гольфа, и извинившись (его последние слова в жизни) перед бригадой скорой помощи за то, что он их побеспокоил.

Алиса Куницына, Lenta.UA

Фото: Pinterest