Экономика Бизнес

Черное золото между пальцами: почему Украина не выиграет от ценового обвала на нефть

16:03 22 апр 2020.  3857 Читайте на: УКР РУС

Цены на нефть в начале текущей недели впервые в истории достигли отрицательных значений. Из-за карантина во всем мире потребность в нефтепродуктах резко снизилась. Как Украина собирается воспользоваться сложившейся ситуацией, и стоит ли ожидать снижения стоимости бензина, разбиралась Lenta.UA.

Минус 38 долларов за баррель. По такой цене нефть можно было купить в понедельник, 20 апреля в США. Вслед за американской вниз стремительно покатилась и русская нефть – до минус $2 за баррель. Продавцы готовы были доплачивать покупателям: спроса на уже скачанное сырье нет, а остановить добычу технологически невозможно. Многие из нефтяных танкеров сейчас стоят без курса, то есть их пока используют как хранилища, но покупателя на груз нет.

«Черный понедельник» на нефтяном рынке произошел в момент, когда наряду со спросом на нефть упала и экономическая активность в мире. Примерно на 30%. Ответом на это стало сокращение поставок со стороны России и стран ОПЕК примерно на 10% мирового предложения сырья. Но сокращение это произойдет только в мае. И даже тогда, по прогнозам экспертов, окажется, что около 40% нефти на рынке – лишние. Чтобы избежать избытка товара, нефть нужно размещать на складах. То есть трейдерам, нефтеперерабатывающим заводам и госрезервам придется куда-то девать 40 млн баррелей в день. Резервуаров им хватит на месяц, максимум – полтора.

Спрос на хранилища сейчас просто феноменальный. Хранилища быстро заполняются. И если на суше сохраняется примерно три миллиарда баррелей нефти, из-за падения цен трейдеры начали размещать нефть и на море – в танкерах, которые обычно используются лишь для ее перевозки. Буквально за несколько недель объем нефти в танкерах, которые никуда не плывут, удвоился до 160 млн баррелей, подсчитало агентство Reuters. Более полусотни супертанкеров каждый грузоподъемностью до 2 млн баррелей стоят на якоре. В мире их всего 770, и каждый третий в результате может остаться на рейде загруженным под завязку до лучших времен, прогнозируют трейдеры.

И хотя во вторник цены на «черное золото» вернулись к положительным значениям, они до сих пор остаются рекордно низкими и снова могут уйти в минус, предполагает исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко. В отличие от всего мира, Украина имеет свободные хранилища объемом от полумиллиона до двух миллионов тонн, и грех будет не воспользоваться такой конъюнктурой на рынке. «Необходимо создать стратегический запас нефти, который Украина обязалась перед Европой создать и до сих пор не создала. То есть мы создадим этот запас, будем нефть хранить, а нам еще и заплатят, чтобы мы ее забрали», - отметил Витренко.

Заработать деньги на ровном месте за счет хранилищ нашей стране не удастся, а заявления руководства «Нафтогаза» из серии фантастики, убежден экс-глава «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук: «Согласно действующему законодательству, нефть в Украине может находиться только в статусе «импорт» либо «транзит». Ни под каким-либо другим статусом нефть находиться в стране не может! Существующая же сеть трубопроводов НТС и резервуары «Укртранснефти» (около 1 млн.тн) - это часть технологического процесса для обеспечения беспрерывности транзита нефти через территорию Украины. Свободных емкостей для хранения (если бы кому-то вдруг и пришло в голову растаможить нефть в Украине для хранения) попросту не существует. Не существует также в Украине и никаких иных, сколь-нибудь значительных, емкостей хотя бы для создания стабилизационного фонда, а то, что еще осталось – принадлежит частным лицам. Руководство «Нафтогаза» у них спрашивало о готовности принять (виртуальную в их головах!) нефть для хранения. И если - да, то за сколько и от кого? Мне кажется, что государство очень сильно переплачивает таким, с позволения сказать, спецам из НАКа из наших с вами налогов».

Менее категоричен в оценках руководитель Центра глобалистики «Стратегия ХХ» Михаил Гончар. На вопрос о том, не настало ли сейчас время для Украины запасаться дешевой нефтью, эксперт отвечает так: «Это удобная идея, поскольку15 лет идут разговоры о создании стратегического резерва, но речь идет о нефти WTI из США. Можно купить нефть с отрицательной ценой, но надо понимать, что ее доставка сюда обойдется очень дорого, поскольку за последние месяц-полтора ставки фрахта на доставку выросли в 10 раз». Эксперт напоминает, что и ранее вопросы стратегического запаса обсуждались и правительство пыталось привлечь к этому коммерческих субъектов, но через высокую цену за это никто всерьез не брался. «Сейчас весьма благоприятный момент все это начать делать. К тому же, «Нафтогаз» в результате судебного процесса против «Газпрома» получил $3 млрд, часть которых можно использовать для решения этой стратегической задачи», - утверждает Михаил Гончар.

Однако очевидно, что для этого надо решить ряд проблем, начиная с принятия Верховной Радой закона о минимальных запасах нефти и нефтепродуктов. Дело в том, что в Украине на сегодня нет нормативной базы для создания таких запасов. Законопроект, позволяющий их накапливать, так до сих пор и не приняли. Он предполагал, что до 2022 года у нас будет запас в размере не менее 2 миллионов тонн сырой нефти. Помимо этого – что немаловажно – многие годы не проводилась инвентаризация мощностей. То есть, в каком техническом состоянии пребывают хранилища и не приведет ли их загрузка к экологической катастрофе, с учетом того, что закачка нефти – достаточно сложный технологический процесс с повышенной опасностью – неизвестно.

В связи со сложившейся на мировом рынке нефти ситуации, многие украинцы задаются вопросом о том, стоит ли ожидать существенного снижения цен на бензин. Эксперты отмечают, что потребителям нефтепродуктов нынешняя ситуация выгодна. «На наших заправках цена за последний месяц уменьшается. Вскоре литр 95-го бензина может стоить и 20 грн, но не думаю, что ниже», - прогнозирует Михаил Гончар. В то же время он призывает в этом вопросе всегда обращать внимание на курс гривны к доллару: «В Украине мы мало нефти покупаем и перерабатываем, а покупаем в основном готовые нефтепродукты – дизель, бензин, авиатопливо за доллары. Чем выше будет курс доллара, тем больше гривны тратится на импорт».

«Можно было бы ожидать и большего падения цен на бензин, если бы на отрасли АЗС не сказался карантин. Потребление упало на 30-40%, а это – падение рентабельности АЗС. Владелец зарабатывал на каждом литре, а этих литров стало на 30-40% меньше. В то же время мощности АЗС и их коллективы нуждаются в содержании, им надо средства защиты покупать, людей свозить при отсутствии общественного транспорта», - отмечает в беседе с Lenta.UA глава консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн. Подчеркнув, что за последний месяц ценники на бензин и дизель упали на 10%, эксперт предположил, что к концу апреля стоимость бензина снизится еще на 2-3 гривны за литр, но не более. 

«Часто приходится отвечать на вопрос: почему в Украине цены на АЗС не реагируют на такие биржевые изменения? Вот бы приехать на заправку, залить полный бак, а тебе еще и доплатили бы, исходя из пересчета по цене минус 50 долларов за баррель нефти! На самом деле на цену нефти приходится лишь часть расходов при продаже нефтепродуктов. Большая часть – это акцизный налог, НДС, логистика и накладные расходы АЗС. В то же время из-за падающего спроса все более критическим становится вопрос оптимизации топливной инфраструктуры в масштабах страны. Точнее говоря, лишних АЗС. В Украине количество АЗС в пять раз превышает потребности рынка. Расходы на их содержание закладываются в цену топлива и ложатся на плечи конечного потребителя. Ситуацию, когда АЗС стоят на минимальном расстоянии друг от друга, а порой и с общим забором, трудно назвать нормальной», - говорит директор Научно-технического центра «Психея» Сергей Сапегин.  Эксперт убежден, что с одной стороны, задача правительства Дениса Шмыгаля сейчас состоит в том, чтобы обеспечить рынок качественным топливом, соответствующим требованиям технического регламента, а с другой – организовать процесс так, чтобы «бензиновый» ценник учитывал реальную покупательную способность потребителя, а не только затраты АЗС.

Если же вернуться непосредственно к стоимости бензина в обозримом будущем, то в целом, профильные специалисты считают, что мы будем планомерно двигаться в тренде несущественного, но все-таки уменьшения цены, поскольку заправкам придется конкурировать за покупателя, что априори будет играть на снижение стоимости бензина.

Наталия Ромашова