Политика Власть

Назначили крайним: почему и за что «ушли» генпрокурора Рябошапку

15:12 06 мар 2020.  7418 Читайте на: УКР РУС

Кадровая карусель власти достигла апогея. После недавней отставки правительства Гончарука, в четверг, 5 марта, был отправлен в отставку генпрокурор Руслан Рябошапка. Он, напомним, возглавлял ГПУ с августа прошлого года, и тогда в разговоре с президентом США Трампом Зеленский называл его 100% своим человеком. Что поменялось с тех пор, разбиралась Lenta.UA.

Буквально за несколько часов до рассмотрения в парламенте вопроса о недоверии генпрокурору, президент Зеленский «без купюр» заявил журналистам: «Какие бы мы ни были хорошие, с хорошими пожеланиями, глазами и открытым сердцем, если нет результата - до свидания. Руслан – хороший специалист, но я действительно считаю, что результата он не показал». Таким образом, было дано формальное одобрение отставки главы Офиса Генпрокуратуры…

Заседание парламента было запланировано на 18:30, однако Руслан Рябошапка появился в сессионном зале за десять минут до пленарного старта. Он перечитывал подготовленный текст своего выступления, внося туда какие-то коррективы, а также переписывался по телефону. Как потом окажется, собеседниками на тот момент генпрокурора были бывший глава президентского Офиса Андрей Богдан и советница экс-премьера Гончарука Оксана Нечипоренко. Из переписки с Нечипоренко, опубликованной в СМИ, стало ясно, что в здание под стеклянным куполом на Грушевского Рябошапка шел, зная, что генпрокурором ему осталось быть считанные часы. «Вова дал команду меня увольнять», - написал своей собеседнице Рябошапка. Понятно, что под «Вовой» подразумевался президент Зеленский, который, кстати, днем ранее, выступая с трибуны ВР уверял, что совершенно не влияет на силовиков, при этом, пообещав подарить им календарь, чтобы напомнить: пришла весна, а посадок все нет.

Президентский календарный «презент», судя по всему, достался одному лишь генпрокурору, на которого, прежде чем отправить в отставку, навешали «всех собак»: дескать, именно Генпрокуратура является тормозом резонансных уголовных дел, фигурантами которых являются бывшие высокопоставленные чиновники и политики, в частности, и экс-президент Петр Порошенко.

Согласно процедуре, прежде чем вынести вопрос о недоверии главе ГПУ на голосование, спикер дал время для выступлений представителям всех представленных в Раде фракций и групп.

Ораторский марафон открыл инициатор «антигенпрокурорского» постановления, нардеп от «Слуги народа» Максим Бужанский, входящий в орбиту влияния одиозного олигарха Игоря Коломойского. В своем выступлении он часто срывался на крик и не подбирал слов, называя, например, генпрокурора «оно» и «пустое место».

Готовя постановление о недоверии, нардепы вспомнили о пяти конкретных делах. Так, Рябошапку обвинили в том, что в суд так и не были переданы дела бывшего секретаря СНБО Олега Гладковского и мэра Львова Андрея Садового, что заказчики дела Екатерины Гандзюк до сих пор на свободе, а бизнесмен Вадим Альперин, известный как «крестный отец контрабанды», не сидит под арестом. Также нардепы вспомнили о деле в отношении группы Burisma экс-министра Николая Злочевского, состояние расследования которого якобы замалчивается Генпрокуратурой.

В своем «дембельском» выступлении Руслан Рябошапка отметил, что для расследования коррупции чиновников категории «А» (высшее звено — Ред.) создана отдельная антикоррупционная инфраструктура: НАБУ, САП и Антикоррупционный суд. По его словам, Офис генпрокурора не влияет на эти ведомства. В то же время, он сказал: «С другой стороны, если говорить о коррупции среднего уровня и ниже, то за шесть месяцев 766 производств было передано в суд, 880 человек фигурирует в этих процессах, 250 коррупционеров получили свой приговор, то есть посадки таки есть».

Прежде чем покинуть сессионный зал еще до голосования за собственную отставку, Рябошапка обвинил своих оппонентов в отсутствии знаний: «Некоторые из вас только закончили школу, но зато уже понимают, как работает Офис генпрокурора... Я не стал ничьим слугой. Я был и остаюсь независимым. А независимого прокурора нельзя принуждать, его можно только уволить. И я иду. Но я иду для того, чтобы вернуться». 

Вернуться в «большую игру», как говорят в кулуарах, Рябошапка может в роли одного из первых лиц в активно готовящемся политпроекте Олега Сенцова. Но это – завтрашний день, а вот сегодняшняя картина, контуры которой четко проявились по итогам голосования за недоверие Рябошапке, выглядит весьма интересно.

Итак, «За» отставку генпрокурора высказались 263 нардепа, при этом «слуги» дали всего 179 голосов, наглядно продемонстрировав отсутствие стабильного монобольшинства. 

Против увольнения Рябошапки во фракции «Слуги народа» проголосовало 6 человек: нардепы Булах, Бондарь, Гурин, Загоруйко, Мотовиловец, Нагорняк. Воздержались - 28 депутатов. Среди них - Богуцкая, Герус, Ионушас (кстати, его – бывшего юриста «95 Квартала» называют преемником Рябошапки, - Ред.), Лерос, Монастырский, Яременко.

«Совсем недавно президент называл генпрокурора стопроцентно своим человеком, а сейчас, просто дал отмашку – сделать его крайним из-за отсутствия посадок топ-коррупционеров. Но возмущает даже не это. Президент даже не встретился с Рябошапкой «с глазу на глаз», не выслушал его аргументы, а просто банально «слил». Некоторые пророссийские деятели через свои каналы вложили в уши президенту, что встреча Рябошапки с послами G7, прошедшая накануне, в ходе которой они открыто поддержали генпрокурора — это признак внешнего управления, мол, украинскую власть ни за что не считают, вот президент с горяча и решил показать «зубы», - говорит off records один из «слуг», не поддержавших отставку генпрокурора.

«Владимира Зеленского бросает из одной крайности в другую. Мне кажется у «Зе» сейчас эмоциональная ломка. Отсюда и перетасовка команды», - отмечает политолог Владимир Фесенко. 

Тем временем в кулуарах говорят, что отсутствие посадок – это лишь фасадная причина отставки Рябошапки, чтобы задобрить сторонников Зе-команды, которые, судя по последним соцопросам, разочаровываются во власти. Последней же каплей, толкнувшей  Владимира Зеленского к увольнению Рябошапки, якобы стал его отказ подписывать три подозрения относительно экс-президента Петра Порошенко. Кстати, очевидно, в виду политической неопытности, глава фракции СН Давид Арахамия на камеры подтвердил именно эту гипотезу, чем вызвал шквал вполне обоснованной критики со стороны оппозиции. Представительница «Европейской Солидарности» Ирина Геращенко заявила, что Рябошапку «ушли» из-за его нежелания выполнять политические заказы и теперь каждый оппонент действующей власти, который может оказаться под прицелом внимания силовиков, имеет все основания обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) и жаловаться на политические репрессии.

Гипотетических политических репрессий, судя по всему, абсолютно не боятся в медведчуковской ОПЗЖ. Благодаря их 36 голосам, а также «мелочи», подброшенной внефракционными нардепами и конъюнктурными группами «Довира» и «За будущее» отставка Руслана Рябошапки стала возможной. Воздержались при голосовании «ЕС» и «Батькивщина», а «Голос» проголосовал «против» в полном составе. По словам нардепа от «Голоса» Ярослава Юрчишина, отставка генпрокурора является политической расправой, которую тот, будучи «высококлассным юристом», непременно «с легкостью» оспорит в ЕСПЧ.

В истории с увольнением генпрокурора есть еще один весьма любопытный нюанс. Буквально за день до своей отставки, в беседе с журналистами Рябошапка недвусмысленно намекнул, что «уйти» его пытаются определенные олигархи: «Мы убрали из прокуратуры прокуроров, которые сливали, продавали и покупали дела, и это крайне раздражает «решал» разного типа не только в центре, но и в регионах, потому что и местные князьки теряют свою неприкосновенность. В общем, все они увидели, что ничего решать в этой прокуратуре не могут, а это может привести к неприятным последствиям для отдельных «больших» олигархов и их подручных, очевидно, что это и вызвало беспокойство». Если учесть, что активными лоббистами отставки Руслана Рябошапки выступали нардепы Бужанский и Дубинский, можно догадаться о каком конкретно олигархе идет речь.

И тут, кстати, вырисовывается интересная картина. Руслан Рябошапка – один из первых членов команды Владимира Зеленского. Будущий президент представил его как своего эксперта по правоохранительной и антикоррупционной политике в апреле 2019 года. После победы «Зе» на выборах, Рябошапка стал заместителем главы Администрации (а впоследствии - Офиса) президента Андрея Богдана. Именно с Богданом связывают появление Рябошапки в команде Зеленского. С экс-руководителем Офиса президента они познакомились еще в 2007 году, когда Богдан был заместителем министра юстиции. Вскоре после назначения на пост генпрокурора, Рябошапка заявил, что именно Андрей Богдан может противодействовать влиянию на Зеленского олигарха Коломойского, хотя до этого был его адвокатом: «Он сам может об этом рассказать, но, убежден, если Игорь Валерьевич попытается иметь хоть какую-то частную выгоду от государства – Богдан, не задумываясь скажет ему «нет».

То есть, как видим, роль бывшего главы ОП, которого долгое время считали близким к Коломойскому, после отставки его протеже – Гончарука и Рябошапки, высветилась совершенно по-новому.

Новую кандидатуру на утверждение парламента должен внести президент, после чего ее рассмотрит профильный комитет и затем внесет проект соответствующего постановления в сессионный зал. Это, скорее всего, произойдет уже на следующей неделе.

В контексте вероятных преемников Руслана Рябошапки звучат всего две фамилии – нардепа от СН и экс-юриста студии «Квартал 95» Ионушаса и исполняющей обязанности главы Госбюро расследований (ГБР) Венедиктовой. 41-летняя уроженка Харькова Ирина Венедиктова во время  президентской предвыборной кампании была советником Зеленского по правовым вопросам, а на парламентских выборах заняла третье место в списке «Слуги народа». По нашей информации, с Владимиром Зеленским она познакомилась через нынешнего вице-спикера Руслана Стефанчука в конце 2018 года.

Сергея Ионушаса активно лоббируют председатель фракции СН Давид Арахамия и глава партии Александр Корниенко, а вне пределов ВР, близкий друг потенциального генпрокурора – глава СБУ Иван Баканов.

Сергей Ионушас уже встречался в качестве претендента на пост главы ГПУ со своими коллегами по фракции, и в общем-то, получил поддержку большинства. Но большинства не абсолютного. За него, как рассказал нам источник в СН, готовы проголосовать менее180-ти «слуг» из 248-ми. С учетом того, что для успешного голосования необходимо 226 голосов, руководству СН придется искать поддержку на стороне и поддержки лояльных групп «За будущее» (22 «штыка») и «Довира» (17 нардепов) явно будет недостаточно. Поэтому «слугам» придется искать поддержку ОПЗЖ, представители которой в последнее время поют хвалебные оды как раз Венедиктовой. Так что из двух потенциальных генпрокуроров выделять на сегодня одного явного фаворита было бы преждевременно.

Кстати говоря, перезагрузкой Кабмина и увольнением Рябошапки в кадрово-отставной истории еще рано ставить точку. По нашей информации, уже сегодня нардеп от «Слуги народа» Александр Качура инициирует сбор депутатских подписей за отставку главы Таможенной службы Максима Нефедова. С учетом того, что во время недавнего выступления в стенах Рады, президент Зеленский заявил, что поступления в бюджет от ГТС за январь-февраль не выполнены, а контрабанда отправила таможню в нокаут, можно предположить, что уже совсем скоро у Максима Нефедова появится больше свободного времени для посещения любимых клубов. Новый премьер уже анонсировал проведение 7 марта совещания относительно провала таможенных поступлений в госбюджет с участием главы таможни.

Наталия Ромашова

Новости