Политика Власть

Окончательное приземление: почему Зе-команде пришлось объединиться с Порошенко и Вакарчуком

13:59 31 мар 2020.  3556 Читайте на: УКР РУС

В Верховной Раде «слуги», синхронно голосуя вместе с «Голосом» и «Евросолидарностью» сделали большой шаг к достижению договоренностей с МВФ. Впрочем, ради этого президентской политсиле пришлось идти на крайне непопулярные меры. Об этом читайте в материале Lenta.UA.

В масках, защитных очках и антибактериальных перчатках собрались во вторник, 30 марта народные депутаты в сессионном зале под куполом на внеочередное пленарное заседание. И не на одно, а на целых три подряд, что стало рекордом в истории отечественного парламентаризма. Во время первых двух внеплановых сборов нардепы приняли в первом чтении так называемый «антиколомойский» законопроект, на утверждении которого настаивает Международный валютный фонд (МВФ) для выделения Украине многомиллиардного транша, уволили министров образования и финансов, со второй попытки усадив в еще неостывшие кресла новых руководителей, а также с треском провалили правительственный проект закона, предусматривающий бюджетные корреляции, в частности – увеличение дефицита финансовой сметы почти втрое из-за пандемии коронавируса.

Ровно в 16:30 стартовало третье и финальное внеочередное заседание ВР, где ключевым и единственным вопросом был законопроект о рынке земли в Украине. Чтобы поставить законодательную точку в земельном вопросе нардепам понадобилось почти девять часов работы в режиме «livе». Все это время пошло на рассмотрение многочисленных поправок, внесенных к документу. В целом, таких насчитывалось более четырех тысяч, на вчерашнем же заседании депутаты рассмотрели последние 600 «с хвостиком». Авторами преимущественного большинства (более трех тысяч) замечаний и пожеланий к земельному законопроекту являлись представители «Оппозиционной платформы – За життя!» (ОПЗЖ). 

Активно пользуясь регламентными возможностями, спикеры ОПЗЖ, максимально растягивая время, комментировали каждую поправку. Другой вопрос, что реплики большинства соратников Медведчука вообще не касались содержания вынесенных на рассмотрение правок, а сводились к огульно-абстрактной антиземельной риторике, щедро приправленной пафосом и самопиаром. В этом направлении особо отметился нардеп с двадцатилетним парламентским стажем Нестор Шуфрич. Он и слова национального Гимна цитировал, и к казацкому историческому прошлому апеллировал, и даже по-венгерски обращался к председательствующему на «земельном» заседании Рады вице-спикеру Руслану Стефанчуку. Объективности ради отметим, что не все из ОПЗЖ использовали время ради пиара себя и «родной» политсилы. Предметно и по существу отдельно взятых правок говорили, например, Олег Волошин, Наталья Королевская и Александр Колтунович. Последний апеллировал цифрами, прогнозными расчетами, очерчивающими вероятные риски после открытия земельного рынка. Однако все в сессионном зале четко понимали, что рассмотрение правок — это не более чем регламентная формальность, потому как за каждые новые предложенные коррекции голосовало от силы 30 нардепов при необходимом минимуме в 226.

Во время многочасового пленарного марафона вице-спикер Руслан Стефанчук только раз объявлял получасовой перерыв – для дезинфекции и кварцевания сессионного зала. Интересно, что под куполом постоянно проходили депутатские ротации: представители фракций поочередно несли «вахту», пока их коллеги в отдаленных кулуарах поглощали пиццу, бургеры и эклеры. И так по кругу…

В районе десяти вечера, после рассмотрения сотен правок, представители ОПЗЖ заблокировали президиум и начали спорить со Стефанчуком, доказывая, что в зале недостаточное, для проведения заседания (минимальный кворум – 226) количество депутатов. Но после непродолжительной толкотни «слуг» и «опзжистов» осада председательской ложи была снята, а законодательный маховик продолжил свой дальнейший отсчет.

И если на протяжении всего дня в Раде заседали рядовые фракционные «бойцы», то ближе к полуночи в сессионном зале появилась тяжелая депутатская «артиллерия» - лидеры фракций и групп. Это означало лишь одно: длительно-изнурительный земельный марафон приближается к финалу. Минут за десять до голосования в зале появился президент Зеленский, что могло свидетельствовать лишь об одном — у монобольшинства, несмотря на неоднозначное отношение к земельному вопросу внутри СН, есть необходимые для принятия закона голоса.

«Вы одели перчатки и маски, чтобы сейчас – под покровом ночи цинично распродать украинскую землю! Это недопустимо!», - в свойственном ему артистическом стиле буквально кричал с парламентской трибуны нардеп от «Европейской Солидарности» Алексей Гончаренко. Но впоследствии именно его фракция станет главным голосовым донором «Слуги народа» при принятии земельной реформы. А Гончаренко – единственным представителем фракции Петра Порошенко, который проголосовал против продажи земли…

По информации Lenta.UA, такая лояльность Порошенко к Зе-команде объясняется кулуарными договоренностями – якобы взамен нынешний президент пообещал своему предшественнику, что его не будут преследовать правоохранительные органы.

На часах 00:42 уже 31 марта и многострадальный земельный законопроект, наконец, выносят на голосование – во втором чтении и в целом. Полуминутное ожидание и на табло высвечивается цифра 259, а это значит, что свободному рынку земли окончательно дана путевка в жизнь. Это голосование, помимо прочего, обнажило проблемы, существующие внутри пропрезидентской фракции: из 248-ми «слуг» поддержали проект закона только 206 нардепов. Руку помощи Зе-команде в данном конкретном случае протянули «Европейская Солидарность» Порошенко (23), «Голос» Вакарчука (13), группа «Доверие» (12) и 5 парламентариев, не имеющих фракционной прописки. Среди проголосовавших против – 12 представителей «Батькивщины», по двое депутатов из «Слуги Народа», группы «За будущее» и ОПЗЖ.

Таким образом, согласно новому закону, рынок земли должен заработать в Украине со второго полугодия 2021 года. Это почти на год позже, чем планировали изначально. При этом в документе предусмотрели ряд ограничений. Ранее законопроект предусматривал, что в одни руки можно будет покупать не более 10 тыс. га. Но согласно окончательной версии закона, в первые три года можно будет покупать не более 100 гектар в одни руки. И только с 2024 – до 10 тыс. га, как планировалось на старте землеформы. Кроме того, с 2021 года право на покупку земли будет только у физических лиц. Юрлицам покупать землю сельскохозяйственного назначения в этот период запрещено, они смогут приобретать землю только с 2024 года. Также запрещено продавать землю, находящуюся в государственной собственности. Иностранные компании и граждане не смогут покупать землю, пока этот вопрос не решат отдельно на референдуме.

Президент Владимир Зеленский, объявляя в свое время о намерении запустить реформу, отмечал, что «китайцы, арабы и инопланетяне» не станут владельцами украинской земли. Впрочем, у экспертов имеются серьезные сомнения относительно эффективности законодательных «блоков» для иностранцев: покупать можно будет через посредников.

А вот ночное голосование по земельному вопросу уже продемонстрировало, что надежной и устойчивой опоры в виде парламентской команды у президента Зеленского нет, а уверения отдельных «слуг» в монолитности большинства – не более, чем попытка выдать желаемое за действительное. Очевидно, что хозяину Банковой впредь будет необходимо искать союзников вне пределов собственной фракции, а значит, торговаться, идти на уступки и компромиссы, теряя «святая святых» - монополию на власть. А переговоры с «чужаками» неизбежны в принципе, поскольку в обозримом будущем, во времена нелегких посткоронавирусных будней, Зе-команде придется принимать в том числе и непопулярные, но жизненно необходимые для поддержки экономики страны решения.

Несмотря на то, что земельный закон утвержден в целом, жирную точку в этом вопросе ставить еще рано. Нардепы из ОПЗЖ уже заявили о намерении оспаривать принятие закона в Конституционном суде (КСУ) из-за якобы пренебрежения регламентными нормами. По мнению соратников Медведчука, Верховная Рада незаконно продлила внеочередное заседание 31 марта, хотя должна была закончить в полночь 30-го. Также в ОПЗЖ говорят, что вообще рассматривать правки по земле могли только на плановом пленарном заседании, а не на внеочередном.

В целом, вопросы к выполнению процедуры действительно имеются. Недаром, кстати, в кулуарах говорят, что земельное заседание от «А» до «Я» провел не осторожничающий везде и всегда в части выполнения процедурных норм спикер Дмитрий Разумков, а его первый зам Руслан Стефанчук. Впрочем, насколько чистым в плане соблюдения процедуры было принятие земельного закона станет известно нескоро, потому как Конституционный суд в рассмотрении подобного рода дел никогда не отличался особой оперативностью.

Сейчас же интересно другое: действительно ли Зеленский, выбирая между МВФ и Коломойским, поддержал позицию Международного валютного фонда, или голосование в первом чтении за законопроект, не позволяющий даже после решения суда вернуть «Приватбанк» опальному олигарху, стало лишь приманкой для международных кредиторов? Ответ станет известен уже на следующей неделе, когда в ходе очередного пленарного заседания нардепы либо окончательно закроют этот вопрос, либо в последний момент «соскочат», тем самым в конечном итоге подыграв одиозному олигарху…

Наталия Ромашова