Политика Международные отношения

Путин на распутье: введет ли Кремль «зеленых человечков» в Беларусь

13:05 19 авг 2020.  3639 Читайте на: УКР РУС

В соседней Беларуси вторую неделю продолжаются массовые протесты против официальных результатов недавних президентских выборов и насилия со стороны силовиков. Действующий президент Лукашенко провел переговоры с Путиным и по итогам заявил, что Россия якобы готова оказать всестороннюю поддержку в подавлении протестов. Так ли это и выгодна ли Кремлю интервенция в Беларусь, разбиралась Lenta.UA.

На днях у «последнего диктатора Европы», как часто называют Лукашенко, состоялся телефонный разговор с Путиным. Накануне беседы действующий президент Беларуси заявил, что протесты в республике непосредственно угрожают безопасности Союзного государства. В частности, Лукашенко утверждает, что народные выступления инспирированы Западом и Россия готова в случае эскалации ситуации оказать военную помощь.

«С обеих сторон выражена уверенность, что все возникшие проблемы будут вскоре урегулированы», – говорится в лаконичном сообщении пресс-службы Кремля. При этом, в опубликованном заявлении Путина не звучит ни слова в поддержку Лукашенко. Он не упоминает о выборах и не признает «Бацьку» президентом, а лишь выступает за хорошие двусторонние отношения. В свете этих слов заявление Лукашенко о том, что Путин его поддержит в плане подавления протестов, выглядит несколько сомнительным. С другой стороны, после возникновения волны протестов в Беларуси Лукашенко и Путин провели уже две телефонные беседы, при том, что ранее они долго не общались вообще из-за разногласий по поводу «углубленной интеграции», на которой настаивала Москва в рамках Союзного государства. Поэтому, вполне вероятно, что из-за боязни окончательно и бесповоротно потерять власть, сконцентрированную в своих руках более четверти века, Лукашенко действительно договаривался с российским коллегой о военной помощи в рамках небезызвестной ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности — Ред.). В эту канву, кстати, отлично вписывается приезд в Беларусь Александра Бортникова, директора Федеральной службы безопасности России (ФСБ), чей борт, по данным спецсервиса FlightRadar, приземлился в национальном аэропорту Минска во второй половине дня вторника, 18 августа.

Следует отметить, что устав ОДКБ не предусматривает военной помощи без внешней агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на государство-члена. Александр Лукашенко всю кампанию обвинял в этом россиян, а теперь всячески пытается изобразить угрозу со стороны НАТО, не предоставляя абсолютно никаких мало-мальски весомых доказательств. Впрочем, при желании, Путин может обойти нормы любых уставных документов, тем более, что в случае чего, у него есть известная со времен аннексии Крыма и оккупации части Донбасса домашняя заготовка: их там нет.

Между тем, на данный момент Кремль не совершает никаких резких движений, и, более того, с ювелирной точностью оттачивает все публичные месседжи руководства РФ. В этой связи, эксперты констатируют, что Путин сделал ставку на режим ожидания, но его тактика может измениться в любой момент.

Сопредседатель Московской Хельсинской Группы (МХГ) Валерий Борщев считает, что Москва, вероятнее всего, воздержится от вмешательства во внутренние дела соседней страны. «Во всяком случае, я надеюсь на это. Потому что в Кремле должны прекрасно понимать, к каким последствиям может привести интервенция, как она скажется на отношениях с белорусским и мировым сообществами. Наверное, помогут деньгами, какими-то другими способами. А до того, чтобы посылать в Беларусь «вежливых человечков», дело все же не дойдет. В противном случае это будет одно из самых пагубных среди возможных решений», - говорит Борщев.

А вот бывший советник Путина старший научный сотрудник Института Катона в Вашингтоне Андрей Илларионов в одном из последних интервью заявил о существующей для Беларуси угрозе интервенции со стороны России. «Угроза оккупации реальна. Так же, как эти угрозы были реальны для Украины. Они были не только реальны, но и реализовались в Крыму и на Донбассе. Мы не имеем права быть слепыми. Мы видим своеобразный авторитарный интернационал, интернационал авторитарных лидеров, которые поддерживают друг друга…Так же, как Путин поддерживал и поддерживает Башара Асада в Сирии. Так же, как они поддерживают еще одного диктатора в Венесуэле… Это – интернационал диктаторов», - подчеркнул Иларионов, добавив при этом, что Путин поддерживает Лукашенко, «несмотря на то, что не любит его».

Весьма примечательно, что вечером 16 августа, когда сотни тысяч людей собрались на улицах городов Беларуси, требуя отстранения от должности Лукашенко, расследовательская группа Conflict Intelligence Team (CIT), выпустила тревожный отчет. «Пока на многое не надейтесь, - написала группа в твиттере. - Два конвоя немаркированных грузовиков, идентичны с теми, что используются в российском ОМОНе и Нацгвардии, были сняты на видео в 400 км от белорусской границы, направляясь с юга от Петербурга». Это утверждение было позже отвергнуто – конвои с большой вероятностью принадлежали к белорусскому десантному полку – но онлайн-реакции на возможные российские военные маневры в направлении западного соседа существенно подкрепили опасения о готовности Кремля применять силу на чужих территориях. И, понятное дело, что ключевым локомотивом в наступательной позиции РФ является персональное «добро» Путина. А хозяин Кремля не спешит с окончательным позиционным решением, поскольку колеблется между несколькими вариантами, - убежден российский политолог Андрей Пионтковский: «Путин в Беларуси рассматривает два варианта. Конечно, ни о какой крупномасштабной военной интервенции, как в 1968 году в Чехословакии или в 1956 в Венгрии, не может быть и речи, но она и не нужна. Что необходимо Лукашенко? Как показали события первых протестных дней, у него есть 1500 совершенно отъявленных палачей-садистов из ОМОНа. Проблема была в том, что их не хватило на всю Беларусь. Путин может послать еще 6 тысяч таких же подготовленных негодяев из Росгвардии, нарядив и в белорусскую форму. Язык ведь тот же, поэтому Путин еще может резко усилить силовую составляющую лукашенковского террора. Они могут избить еще несколько тысяч людей, изолировать всех потенциальных лидеров, но все равно это бесперспективно». Второй сценарий, который рассматривается в высоких кабинетах Кремля, говорит Пионтковский – это окончательный «слив» Лукашенко и проведение на перевыборах не менее лояльного к РФ, но менее токсичного чем «Бацька» кандидата. «Это могли бы быть те же Виктор Бабарико и Юрий Цепкало. Украинцам, кстати, хорошо известна позиция Цепкало, который часто рассказывал, что про Крым можно забыть и в своих выступлениях порицал Лукашенко, за то, что тот испортил отношения с Россией. Словом, Бабарико и Цепкало – это вполне прокремлевские кандидаты. Но чем дольше Путин цепляется за Лукашенко, тем меньше у него шансов провести на выборах даже умеренного претендента в президенты», - резюмирует эксперт.

В тоже время российский политик Леонид Гозман не исключил того, что при определенных обстоятельствах военная интервенция со стороны России возможна: «Если беспорядки и кровопролитие на территории республики продолжатся, то в Москве вполне могут «обнаружить» каких-нибудь белорусских националистов, угрожающих безопасности Союзного государства, – рассуждает он. – Мастеров по части организации провокаций в обеих столицах хватает, так что повод ввода «дружеских» войск при желании всегда найдут».

Одним из факторов, способных предотвратить потенциальную интервенцию, должно стать признание Западом Светланы Тихановской в качестве избранного президента, заключает Леонид Гозман. Впрочем, это нереалистично, поскольку коллективный Запад уже четко обозначил свою линию — перевыборы и точка.

Ключевым приоритетом Запада сегодня должно быть сдерживание России от активных действий в отношении Беларуси, - отмечают эксперты аналитического центра Atlantic Council.

«Лукашенко пока имеет несколько вариантов: например, попробовать прибегнуть к большему насилию, ввести военное положение. Он также может решить положиться на помощь Путина и его «зеленых человечков». Путин ненавидит цветные революции, поэтому протесты в Беларуси могут послужить очевидным прецедентом для подобного сценария в самой России, где выборы вряд ли менее сфальсифицированы, чем в Беларуси. Но вторжение в Беларусь рискованно – Лукашенко не имеет достаточной поддержки и такое вторжение также может не понравиться самим россиянам», - подчеркивают специалисты АС. «Хотя и есть некоторые заверения, что шансы Путина начать интервенцию небольшие, обстоятельства в Беларуси могут измениться и сделать вторжение более вероятным. Европа, США и Великобритания имеют все инструменты, чтобы попытаться предотвратить наихудший сценарий, и они должны их использовать без промедления», - говорится в отчете Atlantic Council.

В свою очередь, в анализе исследовательского центра Council on Foreign Relations отмечается, что Путин должен как можно быстрее «откреститься» от Лукашенко и на это есть ряд причин, ключевые из которых состоят в том, что протесты против Лукашенко пока не имеют антироссийских настроений, а реальная поддержка «Бацьки» обществом достигает пиково низкого уровня.

«Применять силу против доброжелательного населения Беларуси, могло бы быть слишком рискованным даже для Путина. Тем более, что антироссийские лозунги на акциях не звучат», - подчеркивает Александр Баунов из Московского центра Карнеги.

Тут, пожалуй, следует привести весьма интересную социологию, которая свидетельствует о том, что жители Беларуси не хотят внешней интервенции и вхождения в состав России, но выступают за тесное сотрудничество с РФ. Вот самый свежий опрос Академии наук: за вступление в состав РФ – меньше 7%. За более тесный союз- меньше 25%. Остальные – за тесную дружбу независимых стран. А вот по опросам лаборатории Вардомацкого – больше 70% беларусов выступают за сегодняшний формат отношений – без границ и таможен, лишь 5% - за разрыв связей с Россией. То есть, совершенно очевидно, что интервенция для Кремля – это фактическая потеря белорусского народа, который сегодня весьма дружелюбно настроен по отношению к России.

К слову, в российских СМИ к вероятности военной интервенции относятся весьма скептично. «Новая газета» перечисляет угрозы таких действий для Кремля. Среди них издание называет: нехватку средств у российских властей для силового вмешательства, ведь Беларусь потребует еще большей финансовой поддержки, чем Крым; окончательную остановку проектов по нормализации отношений с Западом, в том числе продолжение сотрудничества с США; риск нажить нового врага в виде белорусского народа вместо дружеской соседней страны.

Сценарий устранения Лукашенко от власти маловероятен, считает бывший посол США в Беларуси Яловиц, потому что президент имеет полный контроль над силовиками: «Пока силы безопасности выполняют его команды. Авторитарных лидеров отстраняют от власти обычно потому, что они теряют контроль над силами безопасности».

Действительно, преимущественное большинство экспертов убеждены, что санкции со стороны международного сообщества сегодня не являются для Лукашенко главной проблемой. Их он уже не раз переживал за многие годы своего пребывания у власти. Другое дело – лояльность истеблишмента и силовиков, от которых во многом зависит выживаемость режима «Бацьки». Учитывая, что руководство внутренних дел Беларуси публично извинилось за насилие над протестующими, а некоторые сотрудники спецслужб демонстративно выбросили свою форму, утверждения о том, что Лукашенко по-прежнему контролирует силы безопасности, являются весьма спорными.

Однако важно даже не то, удержит Лукашенко контроль в стране или вынужден будет уйти. Очевидно, что при любых окончательных постизбирательных раскладах, в однозначном выигрыше останется Кремль. Если «Бацька» останется у властного руля, он станет еще более покладистым по отношению к РФ, а если нет, что, спрашивается, тогда? Судя по всему, ничего качественно нового, поскольку старые лидеры оппозиции, четко декларирующие проевропейский курс официального Минска, уже давно находятся в политэмиграции на Западе и практически не влияют на события в родной стране, а новые гнут преимущественно пророссийскую линию, выступая «против» Лукашенко, а не «за» последовательное и безальтернативное движение Беларуси в европейском направлении.

Наталия Ромашова

Новости