Война и мир

Дефицит «железа»: почему для Украины критически важны поставки западного вооружения

18:48 14 июн 2022.  3120 Читайте на: УКР РУС

Буквально ежедневно из самых разных уголков мира звучат заявления местных властей о готовности поддержать воюющую с неадекватной во всех смыслах путинской Россией Украину не только гуманитарными средствами, но и оружием. Даже далекая географически Австралия говорит о желании поставлять в Киев военную технику, чего уж говорить о стратегических союзниках, таких как, США, Великобритания, прочих... Вместе с тем, высшее руководство нашей страны бьет в набат, акцентируя на дефиците средств вооружения. Что происходит c наличием «железа» у украинских воинов на самом деле, разбиралась Lenta.UA.

Тезис о том, что сегодня ВСУ не хватает вооружения представители действующей власти повторяют в последнее время довольно часто. Вчера глава отечественного МИДа Дмитрий Кулеба заявил следующее: «У некоторых наших западных партнеров создается впечатление, что с оружием у нас все более-менее нормально. На самом деле это не так. Мы видим все еще тотальное преимущество России в тяжелой артиллерии на Донбассе. Поэтому, сигнал, который мы посылаем партнерам, прост: мы благодарны за то, что вы предоставили, но этого все еще критически мало, чтобы остановить Россию. Не говоря уже о том, чтобы перейти в масштабное контрнаступление и вытеснить РФ с украинских территорий. Нужно больше тяжелого оружия и как можно быстрее». По словам главного дипломата страны, «россияне дошли до варварской тактики тотального артиллерийского огня и к сожалению, у них очень много этого смертоносного железа».

«Те, кто хотят помочь нам физически сохранить дома, заводы, инфраструктуру, они должны нам быстрее и больше оружия предоставлять», - подытожил глава внешнеполитического ведомства.

В свою очередь, советник руководителя ОП Михаил Подоляк написал у себя в Twitter: «Буду прямолинейным. Чтобы закончить войну и выбросить Россию из Украины, нам нужен паритет тяжелого оружия: 1000 гаубиц калибра 155 мм; 300 РСЗО; 500 танков; 2000 единиц бронетехники и тысяча дронов».

Россияне, по убеждению военного эксперта Дмитрия Снегирева, сделали выводы после успешного контрнаступления украинцев в Киевской и Черниговской областях и сейчас меняют тактику на других направлениях.

«Они пытаются продавить украинскую оборону и именно так действуют сейчас в Луганском и Донецком направлениях», - отмечает эксперт. Он не соглашается с мнением западных экспертов, что у России есть конкретные даты по окончании наступления. Снигирев убежден, что у них нет четкого плана окончания своей так называемой «спецоперации»: «Россия пытается задействовать в Донецкой и Луганской областях тактику так называемых ножниц, то есть создания локальных котлов для украинских группировок.   

В то же время, сопротивление ВСУ на этих направлениях помогло украинцам подтянуть силы на южных направлениях и идти в контрнаступление там. Это уже речь идет о продвижении в Херсон на 10-15 километров, освобождении в частности поселка Таврическое.

К тому же у неприятеля нет возможности высаживать десант, поскольку уже на вооружении Украины стоят «Гарпун», и отечественный «Нептун» и мы ждем поставок противокорабельных ракет из Великобритании. Все эти усилия сделали невозможным десантные операции на Черноморском побережье. Но нельзя отвергать возможной эскалации, из-за перебрасывания сил через порты Бердянск и Мариуполь. По моему мнению, Россия пойдет на подобный план эскалации, поэтому нам нужно новое вооружение».

По словам президента Владимира Зеленского, потери Украины на войне ежедневно составляют от ста до двухсот военнослужащих. В первую очередь, это связано с отсутствием паритета между украинскими и российскими военными возможностями. Смогут ли страны Запада изменить эту ситуацию, поставляя нам больше оружия? Отвечая давеча на этот вопрос в эфире общенационального телемарафона, генерал армии, экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж, подчеркнул: «Практическую помощь наши партнеры-страны ЕС - Чехия, страны Балтии, Польша - Британия, США, Канада оказали сразу, однако этого вооружения недостаточно. Если говорить, например, о наличии в России «Ураганов», «Градов» - мощных ракетных комплексов, то их – тысячи или десятки тысяч, а наши поставки вооружения идут на десятки или сотни единиц. Да, речь идет о высокоточном оружии, однако его недостаточно, чтобы перекрыть российскую армаду, особенно в местах концентрации. Так случилось, потому что у Запада есть бюрократия, юридические и политические механизмы, которые формируют позицию по поставкам. Эта бюрократия очень сложная, однако мы настаиваем, чтобы происходило ускорение. Германия обещает нам ракетные комплексы и эффективные системы ПВО, но только с сентября... Пауза в снабжении оружия образовалась и потому, что шли политические консультации. А за это время Россия немного оправилась как оперативно, так и дипломатично, и начала большую кампанию по всем каналам, где она имела приоритет в странах Европы. Речь идет о государствах, где у России были бизнес-связи, коррупционные связи. Люди, представляющие эти сферы, будут тормозить процессы поставки вооружения».

Также Николай Маломуж отдельно подчеркнул, что «мы постоянно просим оружие от Запада, но совершенно забыли о нашем военно-промышленном комплексе, у которого и ракетные комплексы пятого поколения, и артиллерия, и танки, которые можно получать не сотнями, а десятками тысяч».

«Уже прошло более ста дней войны, и пора задать вопрос и по поставкам эффективного вооружения/техники, и собрать все силы, чтобы сделать также свое высокоточное вооружение. На данный момент у нас более 700 тысяч военнослужащих, которые уже в строю. Поэтому предпосылки «держать» Донбасс и харьковское направление у нас есть. Для того чтобы наступать на херсонском, запорожском, харьковском, белорусском направлениях и пробивать как южное, так и северное коридоры, россиянам нужно 200-250 тысяч подготовленных солдат с новейшей техникой, а этого нет. Поэтому да, РФ может обстреливать ракетными комплексами украинские города, но вести наступательные операции у нее перспектив нет. Я считаю, что сейчас необходима активная позиция и новейшая техника и вооружение. Тогда в течение 2-3 месяцев мы сможем кардинально изменить стратегическую ситуацию да так, что Путин будет сам проситься на переговоры на наших условиях», - подытожил Николай Маломуж.

Отметим, что нынешнее вторжение России в Украину военные эксперты чаще всего сравнивают с «Зимней войной» СССР против Финляндии 1939-1940 гг., хотя и завершившейся тем, что финны отстояли независимость и нанесли огромные потери советским силам, но Финляндия при этом потеряла многое... Украина, начиная с 2014 года в войне потеряла уже больше, и при этом в Киеве периодически говорят, что украинская армия способна совершить перелом и отбросить россиян до позиций февраля 2022 или даже февраля 2014-го. Какие предпосылки нужны для этого? «Контрнаступление ВСУ реально, но оно может произойти только благодаря поступлениям западного вооружения», - говорит военный эксперт, экс-офицер главного оперативного управления Генштаба ВСУ Олег Жданов. И, по его словам, речь должна идти об очень больших количествах: «Сотня гаубиц М777 только частично меняет ситуацию на фронте. ВСУ нужны бригадные комплекты: 200, 300, 400 единиц такого вооружения. Нужно стопроцентное перевооружение современными образцами».

Профильные специалисты допускают возможность украинского контрнаступления до конца лета, как об этом говорил недавно глава военной разведки Кирилл Буданов. Однако все ставят возможность перелома в прямую зависимость от ключевого фактора – наличия новых и современных систем вооружений.

«Мы сможем победить только тогда, когда станем сильнее россиян на всех участках фронта. Когда сможем повысить боеспособность наших кадровых войск, пополнить их новым вооружением, построить современную систему управления огнем, современную систему разведки и корректировки артиллерийского огня... И тогда мы быстро и уверенно пойдем вперед», - подчеркнул во время недавнего эфира на своем YouTube-канале военный обозреватель Юрий Бутусов.

А Олег Жданов говорит, что «ВСУ способны планировать и совершать масштабные наступательные действия и все упирается в наличие вооружений.  «То советское вооружение, которое есть в ВСУ, - его недостаточно. Поэтому западное вооружение для ВСУ – это критически важно», - заключает эксперт.

О необходимости поставок в воюющую Украину оружия говорит едва ли не ежедневно и президент Зеленский. В своем традиционном видеообращении вчера вечером гарант, в частности, отметил: «В боях на Донбассе – а они точно войдут в военную историю как одна из самых жестоких битв в Европе и за Европу – украинская армия и наша разведка тактически все же переигрывают российских военных. И это – несмотря на значительное преимущество россиян в количестве техники, а особенно – в артиллерийских системах. Цена этой битвы для нас очень высока. Она просто ужасна. И мы ежедневно обращаем внимание партнеров на то, что только достаточное количество современной артиллерии для Украины обеспечит наше преимущество и в итоге – конец российских издевательств над украинским Донбассом.

Мы имеем дело с абсолютным злом. И у нас нет иного выбора, чем идти дальше. Освобождать всю нашу территорию. Выбивать оккупантов из всех наших областей. И хотя сейчас ширина нашего фронта – уже более 2,5 тыс. километров, чувствуется, что стратегическая инициатива – все-таки за нами. Нужно только достаточное количество оружия, чтобы это обеспечить. Оно есть у партнеров. В достаточном объеме. И мы работаем каждый день, чтобы появилась также и политическая воля для предоставления нам этого оружия».

О вялости коллективного Запада в части предоставления нам оружия говорит обозреватель Washington Post Макс Бут: «Украинцы храбро сопротивляются, но терпят страшные потери и медленно теряют позиции, они могут производить примерно в 10 раз меньше артиллерийских выстрелов в день, чем россияне, их боеприпасы для старой советской артиллерии заканчиваются, а западного оружия не хватает. Мы должны сейчас направить Украине гораздо больше помощи, чтобы предотвратить потерю Донбасса и обеспечить контрнаступление, чтобы вернуть территорию, которая уже была оккупирована, но еще не укреплена оккупантами. То, что Запад сейчас согласовал передать Украине, не хватит даже на оборону, не говоря уже о контрнаступлении. Нужно отправить сотни гаубиц и реактивных систем залпового огня, тысячи ракет и сотни тысяч артиллерийских снарядов. Это должны быть боеприпасы большей дальности, что позволит украинцам атаковать российские цели, не рискуя своими людьми и техникой».

WP также отдельно отмечает, что президент США Джо Байден в марте совершил «серьезную ошибку», когда, опасаясь реакции Путина, не посодействовал тому, чтобы Польша передала свои истребители МиГ-29 Украине. Эту ошибку не поздно исправить, пишет издание и призывает перевести Украину на натовскую авиацию.

«В Украине есть миллионы добровольцев, готовых рисковать жизнью, защищая родную землю. У нее не хватает оружия, чтобы вооружить своих бойцов. Этой позорной неудаче нет оправдания. Не беспокойтесь о том, что вы спровоцируете Путина, ничто не спровоцирует его больше украинского поражения. У нас есть стратегический и моральный императив двигаться сейчас, чтобы помочь Украине победить в ее борьбе за свободу. Это также и наша борьба», - резюмирует Washington Post.

Прислушаются ли к призывам представителей украинской власти, а также отечественных и иностранных военных экспертов сильные мира сего — покажет время. Однако уже сегодня, на актуализацию темы о необходимости поставок в Киев нового и нового вооружения, отреагировали в Вашингтоне. Во вторник утром, отвечая на вопросы журналистов, министр обороны США Ллойд Остин заявил, что «Соединенные Штаты готовы предоставить Украине все вооружение, которое ей необходимо и помочь добиться успеха».

То есть, вывод один: когда идет жесткая цивилизационная борьба, точнее, кровавая военная схватка, о любой проблеме нужно не просто шептать или говорить — необходимо кричать 24/7 во всеуслышание, а не сидеть и ждать «оружейной» погоды с моря или океана...

Новости