Политика Выборы

Торжество абсурда: почему «быстрые» выборы априори невозможны

08:49 13 фев 2026.  92 Читайте на: УКР РУС

С приближением 24 февраля – даты, когда путинская Россия ровно четыре года назад начала полномасштабное вторжение в Украину – медийные волны выносят на информационную поверхность различного рода конспирологические теории, касающиеся мирного урегулирования. При этом часто-густо источниками сомнительных месседжей выступают влиятельные западные СМИ. Детальнее об этом читайте в материале Lenta.UA.

Британская газета Financial Times накануне наделала немало шума, сообщив, что Украина под давлением Белого дома начала планировать президентские выборы и референдум по мирному соглашению с Россией до 15 мая этого года.

По словам анонимных украинских и западных официальных лиц, с которыми поговорили журналисты FT, Владимир Зеленский намерен объявить о плане проведения президентских выборов и референдума 24 февраля, в четвертую годовщину полномасштабного вторжения путинской России. Как утверждают собеседники газеты, администрация Трампа требует от Киева проведения выборов, поскольку желает успешно завершить мирные переговоры уже этой весной. В противном случае Вашингтон якобы угрожает лишить Украину гарантий безопасности, которые США тоже планируют предоставить в рамках мирного соглашения.

Собеседники FT и с украинской, и с западной стороны подчеркнули, что этот план — провести выборы и референдум к середине мая — вряд ли осуществится, поскольку зависит от слишком многих факторов, в том числе от того, пойдет ли на заключение мирного соглашения российский диктатор Путин. В то же время, как сказали FT собеседники, близкие к команде украинского президента, Зеленский и его окружение дали понять администрации Трампа, что, несмотря на все проблемы, связанные с выборами в военное время, готовы действовать очень быстро.

По предварительным планам, о которых узнала газета, Верховная Рада в марте-апреле займется изменениями законодательства, необходимого для организации избирательного процесса «под ключ», поскольку действующие рамки запрещают проведение выборов при военном положении.

 

Впрочем совершенно очевидно, что даже если парламент отменит этот запрет, провести полноценные выборы все равно будет очень сложно, учитывая то, что сотни тысяч воинов находятся на фронте, а миллионы беженцев — за границей, полагают эксперты. В частности, как отметила в комментарии той же FT эксперт по выборам и глава организации «Гражданская сеть ОПОРА» Ольга Айвазовская, если до выборов не будет договоренности о прекращении огня, то РФ сможет легко сорвать голосование. «Российские дроны будут угрозой для избирательных участков по всей Украине», — очертила г-жа Айвазовская лишь один из многочисленных барьеров, не позволяющих быстрое проведение общенационального электорального волеизъявления.

О том, что США действительно предлагают завершить войну до начала лета, говорил в прошлую пятницу, 6 февраля и президент Зеленский. Однако вечером в среду, 11 февраля, комментируя завирусившуюся публикацию Financial Times, глава государства опроверг, что США угрожают отказаться от своих же гарантий безопасности в случае, если в Украине не объявят дату выборов президента. При этом он добавил, что Киев приступит к выборам тогда, когда будут все соответствующие гарантии безопасности.

Действительно, в ситуации, когда ежедневно над Украиной летает российское ракетно-дроновое железо разных типов, когда десятки миллионов граждан получают электроэнергию по три-пять часов в сутки думать об избирательной кампании, мягко говоря, неуместно.

К слову, согласно утечкам из здания под стеклянным куполом на Грушевского, представители разных фракций ВР, присутствующие в рабочей группе, призванной наработать, скажем так, апгрейд избирательного законодательства сходятся во мнении, что самое раннее, когда можно будет провести выборы, которые можно было бы назвать прозрачными и демократическими — полгода после полного прекращения огня и упразднения военного положения в стране. Поэтому комментарий президента Зеленского о том, что ни о каких выборах до установления в стране более-менее безопасной ситуации не может быть и речи, выглядит более логично, чем гипотезы Financial Times. Это, кстати, не первый (и думается, не последний) раз, действительно авторитетные западные медиа попадают в ловушку чрезмерного доверия к своим «мутным» анонимным источникам, и даже не пытаются проверить информацию или, по меньшей мере, оценить ее реалистичность в плоскости практической реализации.

Между тем на сегодня, пожалуй, остается единственная карта, которая играет против всех логично-здравых аргументов: Белый дом не скрывает своего намерения как можно быстрее закончить российско-украинскую войну любой ценой и в предельно сжатые сроки. Как уже отмечалось выше, Владимир Зеленский публично говорит, что да, действительно, американцы всерьез настроены закрыть данный тематический трек до старта календарного лета. С другой стороны, с момента возвращение г-на Трампа в Овальный кабинет США не раз и даже не десять устанавливали всевозможные дедлайны, о которых сами вскоре забывали и на которые «забивали». При этом, тут крайне важно отметить, что, будучи ключевым «миротворцем» Трамп и компания не дают ни одного цента на поддержку Украины – все американское вооружение поступает в нашу страну за деньги европейцев, выброшенных США на переговорные задворки.

Кстати, в среду, 11 февраля Европарламент утвердил выделение Украине общеевропейского кредита на 90 млрд евро на ближайшие два года. Теперь необходимо решение Совета ЕС. Напомним, что 60 млрд пойдут на военную помощь, а 30 млрд – на общую бюджетную поддержку.

То есть на один год получается 45 млрд. Это, отметим, значительно меньше, чем Киев получал поддержки в предыдущие годы. К примеру, в прошлом году, по данным Кильского института мировой экономики от европейских государств наша с вами страна получила помощи на 68 млрд евро. В том числе европейцы предоставили около 39 млрд евро гуманитарной и финансовой помощи и 29 млрд евро военной помощи. Больше всего помощи в 2025 году передала Германия - 9 млрд евро и еще 600 млн на закупку американского оружия через программу PURL. Великобритания дала 5,4 млрд евро, Швеция — 3,7 млрд евро, Норвегия — 3,6 млрд евро, Дания — 2,6 млрд евро. В целом Северная Европа дает гораздо больше помощи, чем Южная – 33% против 3%. Неизвестно, на протяжении какого времени Европа будет готова и дальше поддерживать такой темп вливаний и над этим среди прочего, также должны превентивно думать на Банковой, чтобы по факту не включать антикризисный турборежим решения проблем.

Тем временем, главная дипломатка ЕС Кая Каллас инициирует обсуждение со странами Евросоюза перечня уступок, которые Европа должна требовать от путинской России в рамках потенциального соглашения о завершении войны. При этом (еще один тревожный звоночек Офису президента) Владимир Зеленский, общаясь накануне с журналистами, отметил, что пока не знает детали обсуждений в ЕС.

На этом фоне газета Politico рассказала о планах евроигроков провести план «частичного» членства Украины в ЕС. Задумка состоит в том, что Киев получит место за столом ЕС и поэтапный доступ к правам и обязанностям, продолжая реформы уже в статусе «внутри процесса». Такую формулу в дипломатических кругах называют обратным расширением – вступление в начале пути, а не на финише. Комментируя давеча данный тематический кейс, президент Зеленский акцентировал, что для страны в этом вопросе важна конкретная дата.

Отметим, что свежее социологическое исследование, подготовленное Центром Разумкова по заказу Киевского форума безопасности, свидетельствует о том, что по сравнению с сентябрем 2025 года, поддержка украинцами курса на членство в ЕС выросла с 81,7% до 83%. Это – самый высокий показатель за весь период наблюдений, начиная с 2021 года. Для сравнения: в сентябре 2024 года вступление поддерживали 73,7%, в феврале-марте 2023 года – 78,6%, в сентябре-октябре 2022 года – 78,4% опрошенных.