Политика Власть

Смотрите, кто пришел: о чем свидетельствуют последние кадровые назначения Зеленского

14:39 18 мар 2020.  4814 Читайте на: УКР РУС

Последние назначения в Верховной Раде вызывают немало вопросов относительно качества кадров. О том, кого подтянул президент Владимир Зеленский в исполнительную вертикаль, читайте в материале Lenta.UA.

Согласно регламенту Верховной Рады, депутатский корпус не имеет права рассматривать в ходе плановых пленарных заседаний никаких вопросов, пока не будет поставлена жирная точка в земельной тематике. Нардепы, напомним, вот уже полтора месяца посвящают свою работу исключительно голосованию за правки в закон о нашумевшей земреформе, которых насчитывается почти четыре тысячи. Именно поэтому, чтобы утвердить на законодательном уровне те или иные насущные решения, представители Зе-команды время от времени созывают внеочередные заседания Рады. Во вторник, 17 марта таких собраний произошло сразу два подряд. В ходе первого, созванного по инициативе группы парламентариев, рассматривался пакет антикоронавирусных законопроектов, над разработкой которых, кстати, сообща работала власть и оппозиция. А вот второе экстренное заседание Рады было созвано по инициативе президента. В повестке значилось всего два вопроса и оба – кадровые.

Изначально нардепы приступили к рассмотрению вопроса о назначении нового генпрокурора на место недавно уволенного Руслана Рябошапки. Согласно Конституции, кандидатуру главного обвинителя страны подает президент, а утверждает или же «прокатывает» ее посредством голосования Верховная Рада. Кандидатом хозяина Банковой стала и.о. главы Государственного бюро расследований (ГБР), а до этого- нардеп от «Слуги народа», 42-летняя Ирина Венедиктова.

В Офисе президента (ОП) рассматривали три кандидатуры. Вакантную должность потенциально могли занять нардеп от СН Сергей Ионушас, замруководителя ОП Андрей Смирнов и, собственно, Венедиктова. Как утверждает главный эксперт «StateWatch» Александр Леменов, Зеленский под влиянием своего советника Сергея Шефира и главы ОП Андрея Ермака остановился именно на Ирине Венедиктовой. По информации Леменова, выбор был обусловлен не компетентностью и профессиональными качествами, а личной преданностью, которую продемонстрировала временная руководительница ГБР. «Ермак и Шефир убедили главу государства, что самая лучшая кандидатура – максимально лояльная Ирина Венедиктова: а что – красиво и полезно. Вариант со Смирновым рассматривался как самая серьезная альтернатива нынешнему генпрокурору. Но команду Зеленского испугала даже не аффилированность Смирнова с экс-юристом Януковича Андреем Портновым и остальной региональной братией. К слову, здесь президент вообще не видит особых проблем. Их беспокоило то, что на Смирнова будет оказывать влияние «боковой ветер», что может поставить под сомнение исключительную подчиненность генпрокурора Банковой», - констатирует Александр Леменов.

Кстати, в кулуарах поговаривают, что назначить Венедиктову генпрокурором Зеленскому действующий вице-спикер Руслан Стефанчук предлагал еще в 2019 году, но тогда «Зе» якобы счел ее неготовой к столь ответственному участку работы. По слухам, в ОП уже подыскали Венедиктовой двух замов – бывшего замглавы ГПУ Сергея Кизя (креатура олигарха Игоря Коломойского) и экс-прокурора Харьковской области Юрия Данильченко.

Весной 2019 года Зеленский, будучи еще кандидатом в президенты, публично представил Венедиктову как эксперта своей команды по вопросам судебной системы. На тот момент она преподавала в Харьковском университете имени Каразина. В Зе-команду, о чем сама не единожды говорила публично, Венедиктова попала благодаря протекции своего давнего знакомого, вышеупомянутого Руслана Стефанчука.

«Убежден, что прежде всего профессиональные и моральные качества предложенного мной кандидата дадут возможность обеспечить стабильную и слаженную работу органов прокуратуры, искоренение коррупции в этой системе и эффективное расследование громких уголовных дел», – заявил Владимир Зеленский с парламентской трибуны, представляя кандидатуру Ирины Венедиктовой. Похожие по смыслу реверансы в ее сторону, что, впрочем, не удивительно, прозвучали и со стороны нардепов от правящей «Слуги народа».

Категорически против назначения Венедиктовой выступили депутаты от «Европейской солидарности». По их словам, Венедиктову отправили в Офис генпрокурора, чтобы она подписала подозрение против Петра Порошенко, которое ранее отказывался согласовать Руслан Рябошапка. «Госпожа Венедиктова – это попытка Зеленского сменить 100% своего генпрокурора Рябошапку на 200% своего генпрокурора Венедиктову для осуществления политических репрессий… Госпожа Венедиктова – это реванш Антимайдана!», – заявил депутат от ЕС Владимир Вятрович.

А вот во фракции «Голос» устами нардепа Инны Совсун заявили о некомпетентности Венедиктовой: мол, она в свое время хотела стать судьей Верховного Суда (ВС), но не прошла отборочный конкурс. Так ли это на самом деле?

В конце 2016-го – начале 2017 года Ирина Венедиктова действительно участвовала в конкурсе на должность судьи Кассационного гражданского суда в составе ВСУ. Она прошла два этапа отбора. Первый – анонимное тестирование. Вопросы касались Конституции, антикоррупционного законодательства, решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), а также профильных законов – в ее конкретном случае из области гражданского права и процесса.  В результате она набрала 73 из 90 возможных баллов.  На втором этапе, а это было уже практическое задание, конкурсанты должны были написать проект судебного решения на основе материалов судебного дела. На этот раз Венедиктова набрала лишь 45 из 120 возможных баллов. По суммарному итогу двух конкурсов на следующий этап она не прошла – при минимально необходимых 125 баллах у нее было только 118. Кстати, интересный нюанс: тогда же конкурс провалил и нынешний первый вице-спикер Руслан Стефанчук.

Впрочем, как бы там ни было, в конечном счете, после непродолжительных, но ярких дискуссий вокруг «за» и «против» кандидатуры Венедиктовой, ее в качестве генпрокурора поддержали 269 нардепов. Таким образом, Ирина Венедиктова стала первой женщиной-генпрокурором в истории Украины.

«Обещаю не продавать дела, не сливать их и стоять исключительно на принципах верховенства права», - заявляет госпожа Венедиктова.

Если напрочь отбросить все политические компоненты, связанные с назначением Венедиктовой и их вероятное влияние да дальнейшую стратегическую и тактическую поведенческую линию Офиса генпрокурора, то наибольшее опасение у экспертов вызывает то, что новая глава ОГ – специалист в сфере гражданского, а не уголовного права, и никогда не работала в прокуратуре. Впрочем, некоторые ее предшественники и вовсе не имели юридического образования…

Сразу после утверждения Ирины Венедиктовой на посту генпрокурора, нардепы приступили к рассмотрению второго и последнего вопроса пленарной повестки дня – утверждению кандидатуры Игоря Петрашко на позицию министра экономики и аграрной политики.

«Последние семь лет Петрашко руководил большой компанией в 30 тысяч человек, поэтому у него есть мощный менеджерский опыт. Также он имеет широкие международные связи. На сегодня я считаю его одним из лучших экономистов в Украине, который действительно сможет помочь нам двигаться вперед, в том числе накануне экономического кризиса», – так охарактеризовал Игоря Петрашко с парламентской трибуны премьер Денис Шмыгаль. В свою очередь, сам кандидат в министры обозначил два ключевых приоритета: дерегуляция и рост промышленного производства.

Благодаря 243 голосам нардепов Игорь Петрашко был утвержден на министерском посту. К слову, уже первые минуты его пребывания в новом статусе ознаменовались забавным конфузом: Петрашко вышел складывать присягу не к трибуне парламента, а к креслу, где обычно размещается в сессионном зале ВР президент. После этого депутаты указали Игорю Петрашко на его ошибку, а спикер Дмитрий Разумков пошутил: «Смело!». Тогда, растеряно улыбаясь, новоиспеченный министр развернулся и отошел к трибуне...

Игорь Петрашко – опытный менеджер топ-уровня. Он впервые в политике и ранее не занимал никаких государственных должностей. Впрочем, предпосылки были: в 2015 году его называли одним из претендентов на кресло главы Государственной фискальной службы, но тогда что-то, где-то не срослось.

По образованию Петрашко – управленец. Окончил Львовский национальный политехнический университет со степенью бакалавра бизнес-администрирования. Учился по программе обмена в Великобритании, стажировался в Карловом университете в Праге (Чехия). Затем получил диплом MBA бизнес-школы при университете Вандербильта в США.

У новоиспеченного министра экономики за плечами довольно большой опыт работы в финансовой сфере, аграрном секторе, а также антикризисном менеджменте в различных крупных компаниях.

Свою карьеру Игорь Петрашко начинал как консультант по корпоративной реструктуризации в консорциуме компаний под эгидой «TACIS». Затем в 2001- 2002 году работал с продуктами и активами в энергетической отрасли в составе группы структурирования сделок компании «Enron». Далее два года трудился старшим консультантом американской компании «GlobalSpec» - ведущего поставщика услуг в области интернет-поиска и онлайн-рекламы для компаний промышленного и научно-технического сектора, где отвечал за стратегическое планирование и корпоративные финансы.

С 2004 до 2007 года нынешний министр экономики руководил группой по предоставлению консультационных услуг по M&A в московском и киевском представительствах компании  «Ernst&Young». После этого в течение шести лет возглавлял инвестиционно-банковское управление и являлся управляющим директором инвесткомпании «Тройка Диалог Украина», откуда перешел в департамент корпоративного бизнеса в «Сбербанке России».

В апреле 2013 года Петрашко пригласил на работу владелец одного из крупнейших украинских агрохолдингов «Укрлендфарминг» Олег Бахматюк.  Кстати, даже сейчас - после назначения на министерский пост, он по-прежнему присутствует среди топ-менеджмента на сайте УЛФ и значится там как председатель совета директоров.

Кандидатуру преемника Тимофея Милованова в отечественной экспертной среде, в виду его неоднозначного бэкграунда восприняли по-разному. К примеру, Алексей Голобуцкий, заместитель директора «Агентства моделирования ситуаций», комментируя назначение Петрашко на министерскую позицию, напирает на профессионализм: «Премьер Шмыгаль в ситуации жесткого цейтнота и пустой скамейки запасных, нашел человека на должность министра одновременно экономики, торговли и сельского хозяйства, экономиста с почти 25-летним стажем. Петрашко с его опытом кризисного менеджмента во время войны в сельхоз-холдинге на 30 тысяч рабочих мест «Укрлендфарминг» - максимально подходящая кандидатура по всем трем направлениям. Он успел за свою карьеру поработать и в сфере крупных международных инвестиций, и в сфере кризисного менеджмента корпораций, и в сельском хозяйстве. Десятилетия работы с международными корпорациями – это разветвленные личные связи с крупнейшими инвесторами мира и международными финансовыми структурами. Ибо намерение Зеленского получить помощь от МВФ в связи с пандемией коронавируса – далеко не гарантия получения денег от МВФ. И крупные инвестиции в любом случае выгоднее международных заимствований. Профессиональный опыт нового министра позволяет надеяться, что переговоры с этими структурами будут результативными».

В свою очередь, главред известного проекта «Слідство-Інфо» Анна Бабинец обратил внимание на российское прошлое нового министра, а также одиозность некоторых компаний, где трудился Петрашко. «Бэкграунд нового министра экономики Игоря Петрашко впечатляет. Особенно на пороге мирового экономического кризиса. Семь лет работы на «зашкваренные» российские конторы. О «Сбербанке Росии» не буду, тут все предельно ясно. А вот о компании «Тройка Диалог», которой наш новый министр отдал шесть лет профессиональной жизни, скажу пару слов. Год назад коллеги из «OCCRP» (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности, - Ред.) разоблачили оффшорную схему по отмыванию миллиардов долларов российским инвестбанком «Тройка Диалог» - материнской компанией «Тройка Диалог Украина», где работал наш министр Петрашко. Оффшорная структура обслуживала российских чиновников и окружение Путина – они получали сотни миллионов из этой мега-прачечной. Не знаю, каких экономических стратегий научили господина Петрашко работодатели-россияне, но, видимо, с перекачкой денег через оффшоры для топ-чиновников проблем не будет», - отметила журналистка.

В целом, те из экспертов и политиков, которые выступают условными адвокатами нового министра экономики, констатируют: он точно не профан в экономике, а все толковые менеджеры ранее работали в тех или иных крупных структурах. «Без опыта работы можно только фотографа или самокатчика найти, которые уже показали на что способны. А за тем, чтобы Петрашко работал на страну, должно следить НАЗК, НАБУ, ДБР. Благо подобных структур наплодили предостаточно», - говорит политолог Александра Решмедилова.

Ее логика совпадает с недавно озвученной позицией президента Зеленского, мол, олигархи всегда нанимают лучших. Впрочем, логика – достаточно спорная, поскольку главная задача олигарха – присосаться к государственному бюджету. Соответственно, в его окружении находятся не лучшие менеджеры, а персонажи, которые профессионально умеют «пилить» государственные деньги.

Не секрет, что субвенции на развитие всего украинского агросектора получают лишь несколько крупнейших холдингов. Среди них и компания Бахматюка, которой до назначения в Кабмин руководил Игорь Петрашко. Несколько «избранных» агрохолдингов только в течение 2017 года получили 517 миллионов гривен бюджетных дотаций. Имеет ли такой подход что-то общее с организацией настоящей конкуренции, полноценного агрорынка и реального менеджемента – вопрос риторический. И, кстати говоря, по данным Нацбанка, задолженность корпорации Бахматюка перед государством на сегодня составляет 29,3 миллиарда гривен. Это – на порядок больше, чем предусмотренные в госбюджете-2020 средства на лекарства для украинцев...

Наталия Ромашова