Политика Власть

Коломойский срывает маску: на что пошел скандальный олигарх ради «Привата»

13:54 07 апр 2020.  5140 Читайте на: УКР РУС

Зверские аппетиты Игоря Валериевича привели к тому, что Банковая оказалась на растяжке: с одной стороны, возвращать «ПриватБанк» Коломойскому – не выход, с другой – без «отступных» олигарха крайне сложно будет заставить остановиться. В то же время, если власть продемонстрирует свою силу, поставив Коломойского на место, это станет сигналом для других шантажистов.

В 2014 году эксперты в унисон говорили о том, что на тот момент глава Днепропетровской ОГА Игорь Коломойский не дал промышленному и во многом пророссийски настроенному региону превратиться в еще одну само провозглашенную «народную республику» со всеми вытекающими последствиями. СМИ тогда пестрели заголовками: дескать, эпатажный олигарх четко выстроил политику вверенной ему области так, что не оставил ни малейших шансов как для внутреннего сепаратизма, так и для вторжения оккупационного закамуфлированного «десанта» извне. С тех пор прошло шесть лет и сегодня уже сам Коломойский выглядит оккупантом, в заложниках которого оказалась вся Украина...

В ходе внеочередного заседания Рады на прошлой неделе – да и то, после личного вмешательства президента Зеленского – парламент с большими потугами принял в первом чтении законопроект, который делает, помимо прочего, невозможным возврат национализированных банков бывшим владельцам, в том числе «Приватбанка». Именно поэтому законопроект называют «антиколомойским» по фамилии экс-собственника Игоря Коломойского, оспаривающего национализацию через суд. Введение запрета на денационализацию финучреждений - одно из ключевых условий заключения нового соглашения с Международным валютным фондом (МВФ). Взамен принятия «антиколомойского» закона МВФ предлагает трехлетнюю программу расширенного финансирования (EFF), объем которой увеличен с $5,5 млрд до $8 млрд.  Существенным бонусом идут гарантии, что первый транш, а это $1,75–2 млрд будет направлен максимально быстро, уже в апреле, и, что немаловажно, не в «законсервированные» золотовалютные резервы Нацбанка (НБУ), а непосредственно в госбюджет. Это, по мнению экспертов, позволит серьезно смягчить кризисные удары по экономике, вызванные, среди прочего, карантинными мерами из-за пандемии коронавируса.

Второй транш размером $2 млрд в МВФ обещают выдать до конца текущего года. Помимо этого, сотрудничество с Фондом позволит Украине получить еще $2 млрд от Всемирного банка (ВБ) и Европейского банка реконструкции и развития. (ЕБРР). То есть, сумма в итоге вырисовывается более чем приличная – порядка 170 млрд грн под минимально возможный процент.

Впрочем, возвращать Коломойскому банк, который в 2016 году пришлось спасать за счет госбюджета, не имеет логики в принципе – даже без учета позиции МВФ. Тем не менее, на данный момент в украинских судах рассматривают дело о признании национализации «Приватбанка» незаконной. Если Фемида встанет на сторону Коломойского, банк необходимо будет вернуть собственнику, а потом опять национализировать, ведь после возврата правительство заберет из финучреждения вложенные в его капитал около 155 млрд грн и «Приват» фактически станет банкротом. Правда, есть подозрение, что Коломойский сделает все, чтобы деньги остались в банке.

Принятый в первом чтении «антиколомойский» законопроект делает невозможными и возврат банка, и попытки оспорить признание его неплатежеспособности. Вместе с тем, бывшие собственники могут через суд добиваться получения компенсации. Согласно законопроекту, размер убытков определяется на основании капитала банка с учетом качества его активов и объемов погашения банком обязательств перед кредиторами. Определяет нанесенные убытки международный аудитор. Даже если он признает, что требование компенсации обоснованно, это все равно не может быть поводом для отмены и оспаривания уже принятого решения НБУ.

Очень важно, что механизмы определения компенсации четко выписаны, и доказать, что после выведения из банка 155 млрд грн тебе еще положена компенсация, будет крайне сложно. Но ключевой момент состоит в том, что принятие этого закона выбьет все основания для нынешнего иска Коломойского о неправомерности национализации при условии, если «антиколомойский» закон примут до оглашения решения суда.

Именно поэтому опальный олигарх посредством «ручных» нардепов пытается всячески заблокировать утверждение «антиколомойского» закона в целом. Рассмотрение этого документа было запланировано на четверг-пятницу, когда парламентарии соберутся в сессионном зале на очередное внеочередное заседание, однако к проекту уже подано рекордное число предложений и поправок — более 16 тысяч (!). Напомним, что к небезызвестному земельному законопроекту было внесено 4018 поправок, на рассмотрение которых ушло более двух месяцев. До 23 апреля – предварительного окончания карантинного режима в стране, ВР не вернется к полноценной пленарной работе, а пройтись до этого по всем предложенным корреляциям и открыть тем самым путь к траншу МВФ – нереально в принципе. Помимо многотысячных поправок депутаты из орбиты Коломойского подали четыре альтернативных законопроекта, попутно указывая, что скоропостижное принятие «антикомойского» законопроекта, который был принят в первом чтении – это нарушение регламента и профильный комитет обязан рассмотреть все альтернативные проекты, получить заключения экспертного управления, и лишь потом давать рекомендации депутатскому корпусу, какой из них достойнее. То есть, парламентские «агенты» Коломойского, используя все возможные и невозможные механизмы, пытаются максимально затянуть время.

Оказавшись фактически заложником «хотелок» Коломойского, Банковая, как говорят в кулуарах, пытается договориться с опальным олигархом и якобы условием сделки является назначение первым вице-премьером и министром энергетики близкого к олигарху экс-главы НАК «Нафтогаз» Олега Дубины. То есть, на кону стоит обмен интересов отдельно взятого олигарха на весомую и столь необходимую финподдержку для всей страны. И в этом смысле цинизм Игоря Коломойского просто зашкаливает. Олигарх сам, и посредством «своих» нардепов, неустанно твердит: дескать, никакой МВФ с его «внешним управлением» стране не нужен. Но единственный человек, которому программы Фонда действительно не нужны – сам Коломойский. Потому что именно западные партнеры настойчиво пытаются привлечь «потерявшего берега» олигарха к ответственности за вывод из «Приватбанка» 155 млрд грн, а сам Коломойский, оспаривая национализацию финучреждения, стремится снять все иски против себя из международных судов. Пока что, и во многом, кстати, благодаря требованиям МВФ – безуспешно.

Сегодня власть, желая избежать дефолта и всячески стремящаяся заключить контракт с МВФ, оказалась загнанной в угол. Если президентскому Офису не удастся договориться с Коломойским, предложив ему что-то, за что подконтрольные ему депутаты отзовут свои искуственные поправки, сценарий выхода остается один: еще на стадии рассмотрения «антиколомойского» законопроекта в профильном комитете максимально уплотнить все правки, сгруппировав их по категориям и отклонить большую часть из них в довольно оперативном режиме «ad hoс». С точки зрения соблюдения регламентной чистоты — это довольно скользкий шаг (и Коломойский, можно не сомневаться, сразу же отправится в Конституционный суд), однако еще большие риски несет в себе кулуарный торг с олигархом, аппетиты которого ежедневно растут как на дрожжах.

Наталия Ромашова

Новости