Война и мир Война

Атака дронов: чего добивается Кремль, нанося удары иранскими беспилотниками

17:30 17 окт 2022.  446 Читайте на: УКР РУС

Путинская Россия, признанная уже на международном уровне как страна-террорист, делает все возможное, чтобы поддерживать свой «статус». Проигрывая на реальной линии фронта, РФ продолжает наносить удары с неба — все чаще иранскими дронами-камикадзе. Как Украина и мир реагируют на данные вызовы, разбиралась Lenta.UA.

Понедельник, 17 октября, начался для жителей украинской столицы с громкой во всех смыслах ноты. Вслед за привычной уже, увы, воздушной тревогой последовала серия взрывов в центре Киева. Это были следствия «прилетов» иранских дронов-камикадзе, которые в последнее время все чаще используют в большой войне рашисты. На одном из фото, которое опубликовал у себя в Facebook мэр Виталий Кличко запечатлен разбитый дрон с надписью «Герань-2».

Впервые об этих беспилотниках заговорили 13 сентября, когда в интернете появились сообщения о том, что под Купянском ВСУ сбили необычный БПЛА с идентичным «цветочным» названием.

За обломками в нем обнаружили сходство с иранским дроном-камикадзе «Шахед-136». Впрочем, о том, что официальный Тегеран поставляет России дроны, речь шла и раньше.

Еще 19 августа ряд влиятельных западных СМИ сообщили, что Иран передал России дроны «Мохаджер-6», «Шахед-129» и «Шахед-191». Эти беспилотники отличаются от прилетевших сегодня в Киев камикадзе «Шахед-136». Они предназначены для разведки, поиска цели, дозора и ударов по земле специальными боеприпасами, тогда как «Герань» отличается так называемым барражирующим боеприпасом – аппаратом, который представляет собой отдельный вид летательных аппаратов.

«Удивительно одиноко, медленно и печально выглядит «Шахед» в сияющем киевском небе. Разве что дробная автоматная стрельба добавляет его пролету некоторое не рядовое разнообразие. Я тоже хотел стрельнуть, но не успел», - написал в соцсетях вскоре после понедельничной утренней атаки дронов советник ОП Алексей Арестович, явно пытаясь сыграть апробированную ранее роль всенародного успокоителя. Впрочем, насколько оправдана ирония господина Арестовича – большой вопрос, поскольку аккурат после появления на фронте «Шахеды» сразу стали большой «головной болью» для ВСУ. Военный эксперт Тарас Чмут еще в конце сентября заявлял, что всего за один день на трех разных направлениях указанные дроны уничтожили несколько десятков единиц нашей техники. Он не уточнил, о какой конкретно технике идет речь, однако в любом случае с такими потерями сложно не считаться. Тем более, что после этапа, когда удары наносили по технике, дроны стали атаковать стационарные объекты.

Дрон-камикадзе – особый вид летательных аппаратов. Их официальное название – барражирующий боеприпас. Беспилотник, который способен долго находиться в воздухе, выбирая цель, затем атакует ее, как крылатая ракета. С одной стороны, этим он действительно похож на крылатую ракету, которая, по сути, тоже беспилотный летательный аппарат. Их отличие в том, что ракета обычно летит к цели за предопределенной и более или менее предполагаемой траекторией, совершая маневры с учетом местности, а дрон способен летать как самолет, меняя курс, скорость и расположение в пространстве активно и непредсказуемо.

При том, что такие дроны существуют еще с конца 1980-х, они начали активно «совершенствоваться» в Иране в последние годы. Своеобразным толчком стало развитие систем спутниковой навигации и связи, позволившее улучшить точность наведения беспилотников. Барражирующий боеприпас интересен еще и тем, что в современном мире его может построить и не очень технологически развитая страна, коей из-за предельно строгой санкционной «диеты» является Иран.

Иранский «Шахед-136» долгое время был такой себе темной лошадкой, хотя, как отмечают в докладе Иерусалимского института стратегии и безопасности профильные эксперты, именно эти дроны устроили 14 сентября 2019 в Саудовской Аравии «мини Перл-Харбор». Тогда, напомним, десятки указанных аппаратов атаковали два крупных саудовских нефтяных объекта, нанеся им убытки, в результате которых производство черного золота в стране сократилось более чем на пять миллионов баррелей в сутки. Еще одним ярким выступлением «Шахед-136» стал удар в июле 2021 года по танкеру «Мерсер Стрит».

В сентябре, когда иранские дроны появились в украинском небе, управление стратегических коммуникаций аппарата главнокомандующего ВСУ опубликовало в своем телеграмм-канале техническое описание «Шахеда-136». Судя по этому документу, иранские инженеры действительно использовали электронные компоненты, доступные на рынке, но доработали их так, чтобы беспилотник мог действовать в боевых условиях при противодействии систем РЭБ (радиоэлектронной борьбы – ред.), в частности, при отсутствии сигнала спутниковой навигации. Весьма примечательно, что двигатели для дронов можно свободно заказать на торговых интернет-площадках, сервомоторы для элеронов используют от радиоуправляемых моделей, а программное обеспечение можно свободно загрузить в интернете – оно также предназначено для моделистов. Но главное – в этих дронах-камикадзе полностью отсутствует система наведения на цель. Ими управляет внешний пилот.

Борьба с такими беспилотниками – дело, мягко говоря, непростое. Барражирующий боеприпас летит на небольшой высоте и его достаточно тяжело отследить радарами. При этом он может летать на сотни километров, то есть действовать на оперативную глубину, нанося удары по важным объектам. Обычно они летают по группам несколько единиц, чтобы гарантированно преодолеть зенитный огонь. Еще одно преимущество аппарата – то, что сразу несколько таких дронов запускают из контейнера, который легко замаскировать под грузовик. Сам пуск не так заметен с радаров, как старт, скажем, крылатой ракеты. Минусами этих дронов являются невысокая скорость при достаточно больших габаритах. Размах крыльев «Шахеда» – 2,5 метра, а длина – 3,5 м. Ко всему прочему, аппарат издает жужжащий громкий звук, хорошо слышимый на земле.

Следует отдельно отметить, что российские атаки - как ракетами, так и дронами по критически важным объектам украинской инфраструктуры изменили планы Запада по поставкам вооружений в нашу с вами страну. В результате на первый план вышли системы противовоздушной обороны. Глава Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли и министр обороны Ллойд Остин на днях провели пресс-конференцию и объявили, что в Украине будет создаваться новая система противовоздушной обороны. В частности, Милли сказал, что ПВО, построенная в Украине усилиями западных стран, будет эшелонирована и поможет «тщательно защищать с воздуха важные объекты». То, что наши стратегические союзники заговорили не просто о поставках зенитно-ракетных комплексов, как было до сих пор, а о строительстве целой системы важно, потому что иностранные ЗРК слабо интегрируются в ту ПВО, которая уже существует в нашей стране, а включенные в единый контур, они будут действовать гораздо более эффективнее.

«У нас сегодня есть 10% от того, что нам нужно», – заявил на прошлой неделе, аккурат после массовых ракетных «приветов» РФ президент Владимир Зеленский, говоря о потребностях официального Киева в системах противовоздушной обороны. Сейчас Украина пытается решать эту проблему, прежде всего, старыми советскими зенитно-ракетными комплексами. В первую очередь, С-300 и Бук-М1. Им в помощь идут западные и советские переносные ЗРК, как, например, Stinger и «Игла», а также истребительная авиация, которая находится в остром дефиците. Собственно, этот симбиоз вот уже восемь месяцев к ряду сдерживает нашествие «освободителей» с неба.

Правда, стратегически важные объекты Россия предпочитает атаковать крылатыми ракетами.  К примеру, во время массированных атак 10-11 октября украинская ПВО сбила, как заявлено публично, около 60% ракет противника (65 из 108). Эффективность поражения ракет средствами ПВО зависит от характеристик ракеты, в частности от скорости и высоты полета. Лучше всего наши военные справляются с крылатыми ракетами «Калибр», Х-101 и X-555, а также с авиационными Х-59. Они летят на дозвуковой скорости – примерно 750-850 километров в час. Сложнее сбить противокорабельную ракету «Оникс», летящую на скорость в два маха, то есть примерно 2,4 тысячи км в час, или «Искандер», чья скорость выше семи тысяч километров за шестьдесят минут.

«Как далеко готов зайти Кремль в отношениях с Ираном, чтобы получать новые партии дронов? Безусловно, иранские муллы - люди прагматические, и РФ придется с ними расплачиваться очень дорогой монетой. Но кремлевским бонзам уже нечего терять. Какие условия поставил Иран Кремлю, сейчас говорить еще предельно рано, они вообще очень закрытая страна, так что узнать, что планируют эти ребята сложно. Единственное государство, которое может хорошо понимать иранцев, - это Израиль. Евреи знают, какие условия поставили иранцы россиянам относительно Сирии, Ближнего Востока, и, возможно, другие условия, которые должен выполнить Кремль для удовлетворения прихотей иранских лидеров», - отметил давеча в эфире общенационального телемарафона руководитель проектов безопасности Центра глобалистики «Стратегия XXI» Павел Лакийчук.

Тут следует отдельно подчеркнуть, что вот уже несколько месяцев Украина тщетно пытается получить военную помощь из Израиля. Ни точечно-острая, но при этом вполне аргументированная критика со стороны Владимира Зеленского, ни акции в поддержку нашей страны с призывом предоставить ей системы ПВО в самом Израиле пока что, увы, не привели к изменению политики тамошней власти.

Земля Обетованная охотно помогает гуманитаркой, но не оружием и к санкциям тоже не присоединяется. Впрочем, массовая ракетная атака России 10 октября против украинских городов и использование ею иранских дронов-камикадзе вызвала довольно бурную реакцию в Израиле. «Я решительно осуждаю российские атаки на гражданское население Киева и других городов Украины», – написал премьер Израиля Яир Лапид в Twitter.

«В начале войны Украина просила американцев поставлять им «Железный купол». В Израиле были против. Пора отказаться от этих возражений. Этого требует совесть, когда в украинских граждан летят иранские снаряды из-за сумасшедшей прихоти кровожадного диктатора», - заявила лидер партии «Мерец» Захара Гальон. «Железный купол», о котором упомянула израильский политик, по мнению профильных экспертов, скорее является символом ПВО Израиля и оборонной индустрии. При этом Украину он интересует не больше всего, поскольку, как объяснял недавно министр обороны Алексей Резников, неэффективен против крылатых и баллистических ракет. Но воюющую Украину интересуют многие другие элементы израильской ПВО и продукция тамошнего оборонпрома.

Важно отметить, что уже 1 ноября пройдут выборы в израильский Кнессет. На них решится, вернется ли к власти Беньямин Нетаньяху – экс-премьер, известный продолжительным сотрудничеством с Путиным или у руля останется правительство Яира Лапида. До этого времени, как считают эксперты, изменения политики Израиля в плане поддержки Киева ожидать не следует.

«Россияне думают, что им это (атака иранскими дронами - ред.) поможет, но такие действия больше похожи на агонию. Украине нужно больше систем ПВО и как можно быстрее. У нас нет времени на медленные действия – крайне необходимо больше оружия для защиты неба и уничтожения врага. Так и будет», - заявил аккурат после атаки дронов в понедельник, 17 октября глава ОП Андрей Ермак.

Как рассказал Lenta.UA близкий к Банковой политолог, у Зеленского сейчас «работают по всем направлениям, чтобы апеллируя к конкретным фактам атак с неба, выжать из партнеров по максимуму столь необходимые системы ПВО». «Как бы парадоксально это не звучало, но ракетное и дроновое обострение Кремля играет нам на руку в том смысле, что стимулирует вечно колеблющихся и медлительных западных союзников к более решительным действиям», - резюмирует наш собеседник.