Политика Международные отношения

Губительные метастазы: что мешает Украине вступить в Евросоюз

16:33 09 ноя 2023.  1501 Читайте на: УКР РУС

Несмотря на продолжающуюся полномасштабную войну евроинтеграционный поезд Украины, пусть со скрипом, однако не прекращает своего движения. И, судя по оценкам, курс Киевом выдерживается. Между тем, есть факторы, которые могут помешать нашей с вами стране стать полноценным членом ЕС в обозримом будущем. Детальнее об этом, читайте в материале Lenta.UA.

В среду, 8 ноября, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что европейские чиновники рекомендовали ЕС начать формальные переговоры о вступлении с Украиной и Молдовой при выполнении нескольких условий. В докладе ЕС также содержится рекомендация предоставить Грузии статус кандидата на вступление в блок.

Тут следует отметить, что на минувших выходных глава Еврокомиссии пребывала с визитом в Украине и похвалила нашу страну за выполнение «более чем на 90%» семи контрольных показателей реформ, установленных Брюсселем. «Я уверена, что вы сможете достичь своей амбициозной цели: исторического решения об открытии процесса переговоров о вступлении в ЕС, которое должно быть принято уже в этом году», - подчеркнула она.

В своем вчерашнем видеоообращении президент Владимир Зеленский назвал решение Еврокомиссии «правильным шагом» для Украины и для Европы в целом.

Соседняя Молдова на евроинтеграционном маршруте, как известно, идет в связке с Украиной. Официальный Кишинев, напомним, подал заявление о вступлении в ЕС 3 марта 2022 года. Вскоре после этого Европейский совет предоставил Молдове (одновременно с Украиной) статус кандидата в члены ЕС.

Президент Молдовы Майя Санду вчера приветствовала рекомендацию Еврокомиссии и пообещала «неустанно работать» над вступлением в Евросоюз. По данным ЕК, Молдова, как и Украина, выполнила около 90% необходимых реформ. Остаются еще судебная реформа и дополнительные меры по борьбе с коррупцией.

Что же касается Грузии, то Еврокомиссия рекомендовала Европейскому совету предоставить Грузии статус кандидата с оговоркой о необходимости продолжать реформы. Как Украина и Молдова, Грузия подала заявку в Евросоюз в прошлом году, вскоре после полномасштабного российского вторжения в Украину, но, в отличие от этих двух стран, статус кандидата сразу не получила. Вместо этого ЕС поставил перед ней 12 приоритетных задач, которые надо было выполнить для получения статуса. Грузинские власти все это время говорили, что их страна заслуживает статус страны-кандидата и называли прошлогодний отказ в его предоставлении со стороны Евросоюза несправедливым.

Теперь вернемся к Украине. Прежде всего, напомним, что нынешний хозяин Банковой подал заявку на членство в Евросоюз аккурат после старта путинской «спецоперации» в феврале 2022-го. Спустя несколько месяцев, в июне прошлого года Украина получила статус кандидата на вступление. Если говорить о том, что должна сделать Украина с тем, чтобы попасть в евроклуб, то следует отметить, что Еврокомиссия считает, что официальный Киев должен доработать три из семи блоков рекомендаций, установленных Брюсселем. Дополнения касаются вопросов по борьбе с коррупцией, прав национальных меньшинств и создания правовой базы деолигархизации.

Речь идет, в частности, о принятии законов об увеличении численности сотрудников Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ). Еврокомиссия также надеется, что Украина учтет дополнительные рекомендации Венецианской комиссии к закону о национальных меньшинствах, касающиеся образования и языка.

В то же время Урсула фон дер Ляйен отметила значительный прогресс Украины по многим вопросам, включая конституционную реформу, налаживание антикоррупционных процессов и борьбу с отмыванием денег. «Были приняты важные шаги для ограничения влияния олигархов на общественную жизнь, новый закон о СМИ, есть прогресс в отношении национальных меньшинств. Оставшиеся реформы выполняются, и это хорошо», - сказала она.

К моменту выхода нового отчета Еврокомиссии, который, отметим, будет обнародован в марте 2024 года, Украина должна будет выполнить остающиеся рекомендации. Официально же начало переговоров будет объявлено после того, как его одобрят все страны-члены ЕС. В Зе-команде считают, что справятся с этой задачей, и призывают воспринимать происходящие на этом направлении события как рабочий процесс, в котором Украина шаг за шагом продвигается к членству в ЕС.

Президент Владимир Зеленский приветствовал решение Еврокомиссии, назвав его «правильным шагом» для Украины и Европы в целом. «Наша страна должна быть в Евросоюзе. Украинцы этого заслуживают и своей защитой европейских ценностей, и тем, что даже во время полномасштабной войны мы придерживаемся своего слова, развивая государственные институты», - подчеркнул он в своем вчерашнем видеообращении.

Что в целом означает рекомендация Еврокомиссии начать переговоры о вступлении Украины в ЕС? Это вовсе не означает, что решение о начале переговоров уже принято. Окончательно решение об этом должен утвердить на своем саммите 12-15 декабря Совет ЕС. А он сможет это сделать лишь при условии согласия всех членов ЕС (в Евросовете собираются лидеры стран блока). И сейчас главная интрига в том, утвердят ли все лидеры стран Евросоюза рекомендацию ЕК.

В Германии, например, пока не ответили определенно на этот вопрос. Представитель правительства Кристиане Хоффман заявила, что отчет Еврокомиссии по Украине очень обширный и сперва нуждается в изучении. А Венгрия давеча заявила, что будет блокировать переговоры, если Украина не смягчит языковое законодательство.

«К огромному сожалению, прекрасно при этом видя, какую, мягко говоря, непростую, но более чем достойную борьбу с агрессором проводит Украина, правительство Венгрии цинично использует свое членство в ЕС, систематически блокируя наши евроустремления. Однако многие европейские лидеры уже порядком «наелись» шантажных блюд господина Орбана (премьер Венгрии – ред.) и также задействуют определенные рычаги давления на Венгрию при принятии ключевых решений», - отметил в разговоре с Lenta.UA представитель отечественного МИДа.

Если говорить об этих самых ключевых решениях, то надо отметить, что до ближайшего саммита Евросовета у Киева есть время выполнить условия, выставленные европейцами и далее рассчитывать на решение о начале переговоров. Но надо понимать, что даже если «вердикт» о старте переговоров будет утвержден, сколько они будут продолжаться, сказать предельно сложно. У разных стран были разные сроки. К примеру, с Турцией переговоры начались в 2005 году (правда, сейчас они заморожены), с Черногорией – в 2012-м, с Сербией – в 2014-м, с Албанией – в 2020-м. И пока еще ни одна из этих стран в Евросоюз так и не вступила де-юре. В этом контексте, важно также подчеркнуть, что в 2020 году Евросоюз изменил порядок проведения переговоров о приеме страны в ЕС. Если раньше начало этих переговоров обязательно должно было завершиться приемом государства, процесс был необратимым, то, начиная с 2020 года Евросоюз получил право останавливать переговоры, прекращать их или «перезагружать» переговорный процесс по отдельным направлениям, в случае неудовлетворительных результатов. То есть, на этапе переговоров Украина должна выполнить условия, которые ей будет выставлять ЕС, а также урегулировать противоречия с отдельными странами-членами ЕС, если таковые имеются. При этом, как уже неоднократно заявляли в Европе, ключевым условием вступления нашей с вами страны в ЕС является окончание войны, поскольку воюющую страну в Евросоюз брать не будут.

Кстати, о войне. Весьма и весьма любопытные данные социологического исследования обнародовали накануне в РФ. Итак, в сознании подавляющего большинства россиян победа в «специальной военной операции» так или иначе связана с безоговорочным поражением Украины, а для почти четверти респондентов таким итогом станут присоединение и закрепление в РФ новых территорий, следует из опроса исследовательской группы Russian Field.

Отметим, что общероссийский телефонный опрос проводился 21-29 октября на выборке в 1611 респондентов. Статистическую погрешность исследования социологи RF оценивают в 2,45%. Респондентам задали несколько открытых вопросов, допускающих множественные ответы. Вопрос, непосредственно касающийся нашей с вами страны, звучал так: «Какие итоги «СВО», по вашему личному мнению, можно будет считать победой для России?». 22% опрошенных затруднились с ответом или отказались отвечать, а остальные реплики социологи распределили по трем основным группам: настроенные в поддержку «СВО» (70%), настроенные на мирные процессы (22%) и «другое» (23%). В третью категорию попали сложные ответы, которые невозможно сгруппировать и расшифровать, объяснили в Russian Field.

Россоциологи также привели подробный перечень ответов, которые владельцы паспортов с двуглавым орлом отнесли к поддержке «СВО». Самым популярным из них (23%) оказалось определение победы как «присоединение части территорий, закрепление новых территорий». В первую тройку также вошли «победа России, полная капитуляция Украины» (13%) и «уничтожение Украины как страны, включение Украины в состав РФ» (9%). По 5% опрошенных упоминали «выполнение всех целей СВО», «уничтожение фашизма» и «мирное соглашение на наших условиях (закрепление за Россией территорий, внеблоковый статус Украины)», 4% посчитают победой «свержение нынешней власти Украины», а 3% полагают, что для этого нужно «отодвинуть границы НАТО». Столько же респондентов хотят добиться «демобилизации, денационализации Украины».

К «настроенным на мир», как поясняют россоциологи, они относили ответы «мир, чтобы все были живы» (12,1%) и те, где прямо говорилось о «выводе войск, прекращении войны» (5,9%). Правда, во втором случае респонденты не уточняли, до каких границ должны быть выведены войска (для этих людей в первую очередь значим сам факт вывода войск, сохранения жизней). Также в эту группу попали ответы, в которых люди отмечали, что «в такой ситуации нет победы» (4%).

Отметим, что Russian Field регулярно опрашивает россиян об их отношении к кремлевской «спецоперации». По итогам последнего из таких сугубо тематических опросов, 58% респондентов оценили ход «СВО» как успешный для российской армии, тогда как противоположной точки зрения придерживался 21%. При этом большинство опрошенных поддержали бы гипотетическое решение хозяина Кремля о новом наступлении на Киев (64%). Тут комментарии, пожалуй, неуместны. Задать можно лишь риторический вопрос о том, стоит ли говорить о мифических хороших русских или же априори следует помнить, что все они мазаны одним миром – ядовито-путинским.