Политика Международные отношения

Ход Королевства: что подписали Зеленский и Сунак

18:25 15 янв 2024.  1264 Читайте на: УКР РУС

На днях президент Владимир Зеленский и премьер-министр Великобритании Риши Сунак скрепили своими автографами соглашение официальных Киева и Лондона, касающееся сотрудничества в сфере безопасности двух стран. О том, почему данный документ, который на Банковой называют «историческим», вызвал достаточно неоднозначные оценки в украинском обществе, читайте в материале Lenta.UA.

Новости о том, как Объединенное Королевство намерено поддержать воюющую Украину, добрались до Киева раньше, чем Риши Сунак. Впрочем, ньюсмейкером было как раз британское правительство, выпустившее аккурат к визиту заявление, в котором сообщалось о планах премьера Сунака в отношении Украины.

Во-первых, Киев получит от Великобритании в 2024 и 2025 годах военную помощь на 2,5 млрд. фунтов стерлингов. Во-вторых, Лондон организует крупную поставку дронов, на производство и закупку которых будет потрачено 200 млн. В сообщении офиса премьера Сунака подчеркивалось, что это «крупнейшая поставка дронов Украине».

Отдельно анонсировалось подписание соглашения о сотрудничестве в области безопасности. «Если бы такие гарантии были достигнуты в 1991 году, в частности с Британией, то война бы не началась», - заявил Владимир Зеленский после подписания документа.

А Риши Сунак назвал соглашение, которое подписано на десять лет с возможностью продления, «первым из заверений по безопасности, которые подписывает Украина». Британский премьер также подчеркнул, что его страна также была первой, кто начал поставлять Киеву танки, дальнобойные ракеты и некоторое другое вооружение. Незадолго до подписания документа господин Сунак написал в соцсети Х, что прибыл в Украину, чтобы донести ясный и простой сигнал: поддержка Великобритании не ослабнет. «Всем украинцам: Британия с вами – столько, сколько потребуется», - заверил глава британского правительства.

В Офисе президента заявили, что теперь «Украина больше не должна просить помощи и оружия, а будет получать ее автоматически». Так прокомментировал подписание соглашения замглавы ОП Игорь Жовква. По его словам, помощь должны оказывать как в случае новой агрессии, так и во время обострения текущей.  Соглашение предусматривает развитие оборонного сектора и путь к будущему в НАТО, говорится в документе. Также британские партнеры обещают продолжать обучение украинских военных, помогать решать проблемы с поставками вооружения, обмениваться информацией об оборонных разработках и т.д. Благодаря этому соглашению, по словам Зеленского, Украина выйдет на такой уровень безопасности, который «самим фактом своего существования будет служить для сдерживания агрессии России».

Отметим, что идею создания такого документа Украина продвигала еще с 2022 года, а в июле прошлого года на полях саммита НАТО в Вильнюсе была согласована рамочная договоренность, которая должна стать основой для двусторонних переговоров с тремя десятками государств. Однако после этого процесс находился фактически в замороженном состоянии, поскольку, как поговаривали в дипломатических кулуарах, все ждали, что дебютирует в данном направлении Вашингтон, являющийся для многих стран своеобразным маяком в сфере безопасности. Однако, первый шаг, как видим, сделал Лондон. При этом, разгоняемые некоторыми телеграмм-каналами месседжи о «большой западной «зраде» не соответствуют действительности, отметил в разговоре с Lеnta.UA собеседник из отечественного МИДа, заверив, что Лондон и Вашингтон «систематически сверяли часы и для США подписание соглашения не стало неожиданностью». Более того, по словам дипломата, сейчас на финишную прямую выходят договоренности и по двухстороннему американско-украинскому соглашению похожего смыслового содержания.

Между тем многие в соцсетях сравнили договор безопасности с Британией с печально известным Будапештским меморандумом. Чаще всего раздается упрек, что в соглашении с Туманным Альбионом, равно как и в Будапештском соглашении, нет слов «гарантии безопасности». Мол, это только «заверения о безопасности» (термин, употребленный в пресловутом будапештском документе), поэтому это еще один Будапешт.

В том, что это утверждение не имеет никаких оснований убежден журналист-международник Сергей Сидоренко. «Слов «заверения безопасности» в британском договоре нет. Да, их несколько раз употребил британский премьер Риши Сунак – очевидно, не понимая токсичность этой распространенной дипломатической формулы для украинцев. Но Сунак - политик, а не юрист, он, кроме «заверений», также дважды употребил фразу «безопасные гарантии» - сначала в выступлении в Мариинском дворце, затем - в Верховной Раде. Однако от его слов в документе не появилось ни первой, ни второй формулы. В то же время, договор с Британией употребляет такие термины, как сотрудничество безопасности (security copperation/cooperation in the sphere of security) и обязательства безопасности (security commitments). И это вполне приемлемые формулы. К тому же надо понимать, что на самом деле «гарантий безопасности» в международном праве просто не существует. Это термин не юридический, а политико-медийный. Так сложилось, что в Украине он популярен еще с 1990-х годов, но это миф, ни одно из ключевых мировых государств не использует его в своей договорной базе. Это нужно осознать: Украина не получит «гарантий безопасности» ни по одному международному договору, но это не уменьшает практическую пользу от договоров, содержащих конкретные обязательства партнеров по безопасности. Если уже абсолютизировать, Вашингтонский договор НАТО также не содержит термина «гарантии безопасности». Так неужели критики будут называть его «еще одним Будапештским меморандумом» после присоединения Украины к Альянсу?», - резюмирует Сидоренко.

Отметим, что в целом, соглашение по безопасности с Лондоном построено вокруг тезиса о том, что это временный механизм, призванный облегчить вступление Украины в НАТО, и гарантирует Киеву ограниченные обязательства по безопасности Великобритании на период, пока вступление в Альянс не состоялось. Договор с Британией также предусматривает порядок действий в случае, если в будущем, после завершения нынешней войны – в случае, если Украина до тех пор еще не вступит в НАТО – начнется новое российское вторжение. При таком раскладе Соединенное Королевство обязуется в течение 24-х часов провести консультации с Киевом, чтобы определить, какую помощь и в каких объемах должна получить Украина. «Соединенное Королевство обязуется, что при таких обстоятельствах предоставит Украине скорую и постоянную помощь в сфере безопасности, современную военную технику во всех необходимых сферах, а также экономическую помощь и наложит на Россию экономические и другие обременения», - отмечается в документе.

Ключевая идея данной нормы, по мнению экспертов, заключается в сдерживании, поскольку Лондон обязуется с первых дней потенциальной новой войны с РФ предоставить куда больший ассортимент вооружения, чем Киев получал с момента старта путинской «спецоперации».

Британское соглашение, по задумке, должно стать таким себе ориентиром и для сделок по безопасности с другими государствами-союзниками Украины. На важности именно этого аспекта акцентирует политолог Владимир Фесенко: «Сейчас нет смысла спорить о самом термине «гарантии безопасности», в том числе и о его формальном отсутствии в названии и тексте Соглашения. Важно содержание- четкая и достаточно конкретная формулировка обязательств Великобритании оказывать нам военную и экономическую помощь следующие 10 лет, или до нашего вступления в НАТО, особенно в случае нового нападения России на Украину. В тексте соглашения прямо говорится о «предотвращении и активном сдерживании и противодействии любой военной эскалации и/или новой агрессии со стороны Российской Федерации». Безусловно, речь не идет о том, что Великобритания будет воевать вместе с нами против России. Это риск мировой, а также ядерной войны. И нам никто этого не обещал. Но принципиально важно гарантирование сохранения как минимум на десять лет той помощи, которую Великобритания оказывает нам уже сейчас. Это не «меморандум», а межгосударственный договор, и речь идет не об абстрактных обещаниях, а о конкретных действиях и обязательствах».

«Хорошо зная политический процесс Украины с первых лет независимости, могу утверждать, что о таком соглашении мечтали несколько поколений украинских политиков, дипломатов, политических экспертов, общественных активистов, которые стремились к интеграции Украины в западный мир. Неоднократно предпринимались попытки выйти на подобное соглашение с США, с другими влиятельными западными странами. К сожалению, ни одна из этих попыток не имела результата. Только сейчас в условиях полномасштабной войны России против Украины на Западе наконец-то начинает формироваться осознание того, что Украина нуждается в долгосрочной поддержке безопасности и реальной интеграции в глобальные межгосударственные структуры западного мира – ЕС и НАТО. Соглашение с Великобританией является не только подтверждением этому, а и настоящим международно-правовым прорывом Украины на этом пути огромным успехом украинской дипломатии», - подытоживает Фесенко.

А вот его коллега по экспертному цеху Алексей Голобуцкий констатирует следующее: «По сути, этот договор является официальным подтверждением того, что Великобритания и так уже сделала (предоставление денег, оружия, технологий, обучение военных, предоставление разведданных). И продолжает делать. А что касается непосредственного «вписывания» Британии за нас, то Дмитрий Медведев уже написал, что британский военный контингент в Украине будет прямым объявлением войны России. Поэтому единственный вариант нашей безопасности – вступить в НАТО. На каких условиях, с какой территорией это уже детали. Итак, снимаем розовые очки, отменяем фейерверки: никто гарантий безопасности нам не дает. Все, что получим, будем получать прежде всего сами»,

«Не разделяю ни критики, ни энтузиазма по поводу договора безопасности с Великобританией Это не о гарантиях безопасности, как нам бы хотелось. Даже на переходный период к членству в НАТО. Но это наиболее комплексная договоренность безопасности, которая когда-то у нас была с западной страной. Она выглядит и читается как политическое заявление о намерениях, но оформлена в форме соглашения. Для того, чтобы выполнять данное соглашение, потребуются политические решения будущих британских правительств. То есть определено, что бриты будут делать, но как именно и когда это вопрос для принятия решений в зависимости от ситуации и политической воли, ведь это соглашение не подлежит ратификации. И политическая воля здесь ключевая. Можно иметь расплывчатый текст Будапештского меморандума и иметь политическую волю его выполнить, чего, к сожалению, не произошло, а можно не иметь воли выполнить обязательства по защите и гарантиям, и это, как все помнят, как раз и произошло в Мюнхене по Чехословакии», - говорит экс-министр иностранных дел Павел Климкин.

«Договор с Великобританией не запугает Путина и российский режим, не желающий признать ни сам факт существования Украины, ни тем более нашей принадлежности к европейскому и западному пространству политически и ментально. Однако это соглашение закладывает основу для системного сотрудничества с Великобританией в сфере безопасности и оказывает поддержку Украине делом не только политики, но и юридических обязательств. Это хороший пример для других стран, которые могут пытаться ограничиться форматом политических заявлений и меморандумов. Должны признать, что Великобритания проявила лидерство, которого мы ожидаем от других наших партнеров, и за это ей большое спасибо», - резюмирует бывший глава отечественного МИДа.

Следует отметить, что фактически соглашение с Великобританией носит всеобъемлющий характер. И, что очень важно, оно напрямую привязано к процессу евроатлантического пути Украины. То есть, настоящее соглашение не является таким себе заменителем интеграции нашей с вами страны в Альянс. В документе, кстати, среди прочего, черным по белому написано: «Соединенное Королевство считает, что будущее членство Украины в Организации Североатлантического договора (НАТО) внесет эффективный вклад в мир и стабильность во всей Европе».