Политика Выборы?

Кому что «болит»: зачем руководство парламента заговорило о выборах

21:56 01 авг 2023.  1743 Читайте на: УКР РУС

Несмотря на то, что фактически ежедневно населенные пункты Украины подвергаются ракетно-дроновым атакам со стороны страны-террориста, в высоких властных кабинетах заговорили о возможной избирательной «перезагрузке» Верховной Рады. О том, реально ли в условиях полномасштабной войны провести полноценное волеизъявление, и с какой целью «качается» эта тема, читайте в материале Lenta.UA.

На днях спикер ВР Руслан Стефанчук одним махом внес в общественное дискуссионное «меню», состоящее преимущественно из околовоенных событий, огромный черпак сугубо политического «блюда» - избирательного. Глава парламента в частности заявил, что, дескать, Конституция не запрещает проводить выборы во время военного положения. При этом весьма показательно, что совсем недавно в одном из интервью спикер констатировал следующее: «Если бы не полномасштабное вторжение России, то уже в октябре 2023 года в Украине должны были состояться очередные парламентские выборы. В марте 2024-го - президентские. Однако закон о военном положении четко предусматривает, что проводить голосование в условиях военного времени нельзя. Да и Конституция, как утверждают многие известные юристы, также не позволяет голосовать во время войны». И вот сейчас господин Стефанчук утверждает обратное. Между тем, это только на первый взгляд спикер дезавуировал свои же слова. Почему? Потому что, отметив, что Конституция, мол прямо не запрещает проводить выборы во время военного положения и зная, что такое табу содержится в законе о военном положении, Стефанчук недвусмысленно намекнул, что, дескать, «военный» закон можно и перекроить в турборежиме, если возникнет такая необходимость. «Думаю, что в ближайшее время этот вопрос в парламенте может актуализироваться», - подытожил глава Верховной Рады. 

Данное заявление спикера вызвало не волну - целое цунами критики среди профильных экспертов, которые настаивают, что Основной закон страны также запрещает выборы во время военного положения. Юристы акцентируют, что г-н Стефанчук апеллирует к 83-й статье Конституции, а там черным по белому написано: «В случае истечения срока полномочий Верховной Рады во время действия военного или чрезвычайного положения ее полномочия продлеваются до дня первого заседания первой сессии Верховной Рады, избранной после отмены военного или чрезвычайного положения». Эту конституционную норму многие юристы трактуют как четкое указание, что выборы можно проводить только по окончанию войны. Руслан Стефанчук же в свою очередь интерпретирует эту статью так, что в Конституции напрямую не написана фраза об избирательном табу.

«Крайне важно отметить, что помимо законодательных преград, существует множество технических и политических нюансов, которые не позволяют во время войны провести более-менее демократические выборы. Во-первых, военное положение предусматривает ограничение на свободу передвижения и табу на массовые собрания. Как в таких условиях проводить агитационную кампанию - вопрос риторический. Во-вторых, сотни наших воинов, находящихся сегодня на фронте, не смогут ни баллотироваться, ни проголосовать. В-третьих, «подвешенным» остается вопрос о миллионах украинцев, которые уехали, спасаясь от войны в другие страны. О том, как обеспечить финансово-техически процесс их волеизъявления Руслан Стефанчук, очевидно не подумал. Как не подумал и о том, что избирательная инфраструктура (школы, детсады, больницы и прочие госучреждения, выступавшие в роли избирательных участков) во многих населенных пунктах разрушена. И потом — как, спрашивается, обеспечить безопасность людей, которые будут идти на избирательные участки? Кто возьмет на себя ответственность за жизни наших граждан?», - возмущенно отмечает в разговоре с Lenta.UA нардеп, представляющий, кстати говоря, провластную «Слугу народа». Заявление спикера он называет его политической самодеятельностью или же зондированием почвы по просьбе «сверху». В пользу этой гипотезы говорит и вчерашнее заявление нардепа от монобольшинства и по совместительству главы партии «Слуга народа» Елены Шуляк. «У нас большое количество проблемных вопросов, над которыми сейчас работает и Центральная избирательная комиссия, и наши международные партнеры. Эти выборы должны быть демократическими, честными, справедливыми. Я это называю первые послевоенные выборы, так что ждем победы», - отметила парламентарий в эфире телемарафона. То есть, очевидно, волна возмущения дошла о самых высоких кабинетов и там дали команду «отбой».

Эксперт Международного фонда избирательных систем (IFES) в Украине Александр Клюжев подчеркивает, что ЦИК сможет должным образом подготовиться к выборам не менее чем через полгода после отмены военного положения, так что говорить всерьез о выборах сегодня – по меньшей мере, безответственно.  

В общем и целом, в политкулуарах доминирует несколько версий о том, почему Стефанчук, которого назвать самостоятельной фигурой сложно даже с натяжкой, решил «качать» тему выборов. Согласно одной из них, спикер таким образом подыгрывает президенту Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Тини Коксу, который недавно заявил, что в Украине «непременно» должны пройти и парламентские, и президентские выборы. «Даже при условии военного положения-украинская власть должна придумать, как ответить на этот вызов. Не будет никаких претензий к Украине, если выборы будут не идеальными. Но если вы не проведете выборы - то у всех будут к вам вопросы. Демократия- это, конечно, не только выборы. Но без выборов демократия невозможна», - подчеркнул господин Кокс. 

Суть второй «избирательной» версии состоит в том, что Банковая, как мы уже отмечали выше, руками, а точнее ртом Стефанчука забросила пробный камень в огород общественного мнения, чтобы посмотреть как люди отреагируют на тему выборов «тут и сейчас». Реакция, отметим, оказалась крайне негативной. Вероятно, именно поэтому «говорящие головы» СН а ля Елена Шуляк теперь и включают задний ход, отмечая, что избирательное время «Ч» настанет после окончания войны.

Ну, и наконец, третья версия того, почему председатель Верховной Рады вдруг решил включить избирательную пластинку – это попытка Банковой передать «привет» распоясавшимся членам монобольшинства, которые не только пропускают пленарные заседания ВР из-за чего власть вынуждена искать нужные голоса на стороне, но и вляпываются в коррупционные и прочие скандалы, что рикошетом бьет по рейтинговым позициям Владимира Зеленского.

Смысл в том, что, заявляя о выборах ОП как бы намекает «слугам»: кто будет хорошо себя вести, попадет в следующий список, прочие же – в пролете.  Как говорят некоторые эксперты, до недавнего времени Зе, будучи убежденным, что если провести выборы в ближайшее время, то можно получить 300 «штыков» в Раде и таким образом укрепить вертикаль власти, зацементировав ее на 5 лет, действительно был нацелен на выборы, но потом передумал.

«Множество факторов действительно являются соблазном для президента провести парламентские выборы как можно скорее. Однако, как писал один из предшественников Владимира Зеленского «Украина-не Россия», поэтому я убежден в том, что любые выборы в нашей стране по многим-многим причинам (в том числе – общественному не восприятию) состоятся только после окончания боевых действий, то есть после нашей победы», - отметил в разговоре с Lenta.UA один из близких к президентскому Офису политологов. 

Более глобально и концептуально комментирует ситуацию бывший член Центризбиркома Андрей Магера: «Неверно считать, что существует запрет на проведение только парламентских выборов во время действия военного или чрезвычайного положения. Дело в том, что принципы избирательного права, зафиксированные в статье 71 Конституции, являются универсальными по отношению ко всем типам выборов. То есть, все без исключения типы выборов представительных институтов публичной власти, в том числе президента, не могут проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения. Подчеркну, что Конституция Украины 1996 года – это не Основной Закон РСФСР 1978 года и действующий акт высшей юридической силы не характеризуется позитивизмом, в отличие от Конституции советской Украины. Также Конституция Украины – это не инструкция на все случаи жизни. Да и перед ней никогда не стояла такая задача. Поэтому содержание части четвертой статьи 83 Конституции Украины следует толковать только расширенно – в качестве примера того, что не только Верховная Рада, но и все другие представительные органы публичной власти, получив полномочия непосредственно от избирателей, не могут избираться во время действия военного или чрезвычайного положения. Любые выборы могут быть проведены только после прекращения или отмены действия военного или чрезвычайного положения и только по основаниям, предусмотренным Конституцией и Избирательным кодексом».

Новости