Путинские «освободители» на днях взяли под контроль Угледар – город, расположенный на юге Донецкой области. Изнурительные бои за этот населенный пункт продолжались ни много, ни мало – два года. О том, что означает отход отсюда ВСУ в контексте полномасштабной войны, читайте в материале Lenta.UA.
Президент Владимир Зеленский 3 октября заявил, что украинские военные «совершенно правильно» сделали, что совершили отступление из Угледара. Это, по словам верховного главнокомандующего, связано с тем, что страна-агрессор фактически разрушила украинские оборонные позиции в городе. «Когда Россия разрушает позиции наших бойцов, им надо сохранить свою жизнь, потому что они гораздо главнее, чем любые застройки. Потому что это наши люди, это граждане Украины и потому очень правильно, что они отходят и могут сохранить себя ради государства и своей героической службы», - акцентировал нынешний хозяин Банковой. С тем, чтобы остановить росармию Украине нужно западное дальнобойное оружие и разрешение применять его по территории РФ, подытожил глава государства. В какие-либо детали об отходе ВСУ действующий гарант украинской Конституции вдаваться не стал.
Тем временем прокремлевские военные блоггеры активно публиковали видео, на которых видны рашисты с триколорами на крышах разных домов в Угледаре. Украинское командование вскоре подтвердило, что вывело гарнизон ВСУ из Угледара, чтобы он не попал в окружение. «Высшим командованием предоставлено разрешение на осуществление маневра по выводу подразделений из Угледара с целью сохранения личного состава и боевой техники, занятие положения для ведения дальнейших действий», - подчеркивается в заявлении группировки (ОСУВ) «Хортица». Отдельно отмечается, что российские войска понесли «многочисленные потери» в ходе боев за город, но смогли «направить резервы для проведения фланговых ударов, которые истощили оборону подразделений Вооруженных сил Украины». Возникла угроза оцепления города, аргументировали в ОСУВ.
Отметим, что с начала полномасштабного вторжения в феврале 2022 года рашисты совершали многочисленные атаки, чтобы захватить Угледар, но до сих пор все эти попытки с треском проваливались. Все время, вплоть до нынешнего отступления город удерживала в основном 72-я отдельная механизированная бригада ВСУ.
В нынешнем году военное руководство страны-агрессора несколько изменило тактику и в результате вражеские подразделения начали постепенно обходить Угледар с флангов, а не штурмовать, идя напролом. Под занавес лета существенно усилилось давление на восточном фланге, где путинские «освободители» смогли захватить село Водяное и перерезать дорогу Угледар-Константиновка. Важно подчеркнуть, что в данном районе расположены два крайне важных для украинской обороны объекта: сооружения шахт «Южнодонбасская-1» и «Южнодонбасская-3». Оба объекта играли роль опорных пунктов ВСУ и оба сейчас фактически уничтожены из-за произошедших в середине сентября воздушных и артиллерийских атак врага. Между тем, критической ситуация на подступах к Угледару стала из-за провала обороны на другом – западном фланге. В начале сентября рашисты оккупировали село Пречистовка, а впоследствии смогли форсировать реку Кашлагач к северу и начали обходить Угледар с западной стороны. К концу сентября именно с западного фланга враг смог продвинуться вплотную к последней трассе из Угледара – села Богоявленка – и взять ее под огневой контроль. Таким образом, силы ВСУ оказались в полуокружении.
Важно подчеркнуть, что буквально в 18 км к востоку от Угледара проходят железнодорожные пути, по которым россияне могут опрокидывать войска и технику по линии Донецк-Волноваха и дальше на юг. Контроль ВСУ над Угледаром лишал страну-агрессора возможности пользоваться железной дорогой в этом районе.
Однако в итоге Москва решила построить новую железнодорожную ветвь через Донецкую область в оккупированный Крым, но южнее линии столкновения, чтобы обезопасить ее от обстрелов. Таким образом, настоятельная потребность взять под контроль этот район для командования ВС РФ в этом контексте отпала. Помимо этого, сам Угледар уже некоторое время был отрезан от логистических путей снабжения ВСУ. Именно на этом акцентируют аналитики американского «Института изучения войны» (ISW). «Захват Угледара Россией вряд ли кардинально изменит ход наступательных операций на западе Донецкой области, в основном потому, что Угледар не является особенно важным логистическим узлом и потому, что российские войска контролировали большинство основных дорог, ведущих к Угледару еще до 1 октября», - отмечается в тематическом отчете ISW.
Картину в более мрачных тонах рисует известный журналист Юрий Бутусов: «Потеря Угледара – поражение, которое будет иметь тяжелые стратегические последствия, поскольку утрачен важный укрепленный район, с большим количеством оборудованных позиций и минных полей». Одной из ключевых причин потери Угледара Бутусов называет отсутствие качественной второй линии обороны, «которая позволила бы остановить врага в районе шахт севернее Угледара на заранее оборудованных позициях, прикрытых минными полями».
В свою очередь, эк-нардеп, а ныне военнослужащий ВСУ Игорь Луценко, комментируя ситуацию вокруг Угледара, делает следующий акцент: «72-я бригада выходила из Угледара тяжело, кроваво. Много техники сгорело. К тому же несколько дней агонии осадного города истощили защитников и не всем хватило сил выйти. На некоторых позициях оставались смертники, чтобы прикрыть другие уходы. По странному закону жизни, в эти дни, когда моя родная бригада вырывала с мясом себя из Угледара, люди по стране сидели в кафе и кинотеатрах, на пешеходных зонах прохожие подтанцовывали под музыку уличных музыкантов (1 октября отмечается День защитника – ред.). Звучали и искренние, и ритуальные поздравления защитникам – а те в это время умирали, оставленные, как потом скажут, на произвол судьбы. И я не знаю, как связать эти два мира, каждый из которых неустанно идет своим путем».
«Пока мы там были, мы переродились. Были мы рождены здесь, в Киеве – а стали рождены в полях и подвалах Угледара. Теперь те пустоты, пронизанные железом, - наша родина, а на столичных улицах мы – приезжие и чужие. Какие-то неизвестные нам люди выросли за эти три года, заполнили собой тротуары и метро, на их лицах новые гримасы. Они какие-то светлые, полупрозрачные, мы же грязные и темные – ванны и барбершопы не выгонят из нас эту темень. 72-я сейчас – зверь, выгнанный из его логова, рискует окончательно погибнуть в голых посадках под ударами арты и фпв-дронов. Горизонт радиоуправления у россиян с высотками Угледара простирается теперь на километров 15, чуть ли не до самого Курахового. Молите всех, кого умеете молить, чтобы 72-я, моя первая на этой войне и навеки родная бригада (хотя я давно уже не в ней) не была стерта в пыль в смертельных пространствах за Угледаром, чтобы остатки мощного боевого организма не были уничтожены совсем, чтоб у него был шанс возродиться, сохранить весь собственный скопленный опыт и боль для будущих побед», - подытоживает Игорь Луценко.
По убеждению военных экспертов, ключевая опасность сейчас состоит в том, куда после оккупации Угледара двинутся рашисты. Очевидный вектор их движения – к северу в Курахово. Расстояние до этого стратегически важного для нас города примерно 20 км, однако двигаться к нему нужно будет неизбежно по открытой местности, где оборудованы линии обороны. То есть, легкая прогулка врагу там точно не светит.
Новости
Оккупанты ударили по Харькову
01:15 04 ноя 2024.
В Молдове заявляют о вмешательстве РФ в президентские выборы
23:15 03 ноя 2024.
Оккупанты били из тяжелой артиллерии по Днепропетровской области
22:15 03 ноя 2024.
В Молдове «заминирован» мост, по которому едут голосовать из Приднестровья
21:15 03 ноя 2024.
США профинансировали 800 мобильных групп в Украине
20:10 03 ноя 2024.
Разъяренная толпа забросала испанских монархов грязью
18:15 03 ноя 2024.
Оккупанты усилили контрдиверсионный режим в Бердянске
17:55 03 ноя 2024.
В Крыму упала российская ракета
17:15 03 ноя 2024.
В США нацгвардию привели в готовность
16:55 03 ноя 2024.
Оккупанты атаковали бригаду «скорой помощи» в Херсонской области
16:15 03 ноя 2024.