Культура Архитектура

Объявлены лауреаты «нобелевской» архитектурной награды, премии Притцкера, основанной потомком киевлянина

06:40 17 мар 2021.  1302 Читайте на: УКР РУС

Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль получат, помимо $100 тыс., всемирную известность не только в профессиональной среде.

Притцкеровская премия, считающаяся самой престижной в мире архитектуры (для простоты понимания неспециалистами ее называют «нобелевской архитектурной»), была основана в 1979-м году семьей миллионеров Прицкеров, владевшей в то время международной сетью отелей Hyatt. Основателем династии Прицкер (по-английски пишется Pritzker, иногда «т» пишут и в переводе фамилии – Притцкер) был эмигрировавший из Киева в Чикаго адвокат Николай Прицкер. Кстати - двоюродный брат выдающегося философа-экзистенциалиста Льва Шестова, тоже киевлянина, который с 1921-го года жил в Париже и уже там стал всемирно знаменитым.

Хотя Притцкеровская премия и уступает нобелевской в денежном выражении в десять раз, но дело тут не в деньгах (успешные архитекторы и без премий – люди богатые), а в общественном признании. Присуждение этой премии – маленький праздник для архитектора, имя которого в этот день упоминают авторитетные СМИ во всем мире. А в своем профессиональном кругу супруги-архитекторы 65-летняя Анн Лакатон и 67-летний Жан-Филипп Вассаль, основавшие в 1987-м году в Бордо (впоследствии пара переехала в Париж) архитектурное бюро Lacaton & Vassal, известны давно.

Лакатон и Вассаль исповедуют в своем творчестве принципы, прямо противоположные модным архитекторам начала 21-го века, застроившим, к примеру, Лондон модернистскими небоскребами. Их любимый лозунг: «Никогда не разрушайте, всегда добавляйте, трансформируйте и используйте повторно». Характерный пример его применения – ставший знаменитым проект реконструкции жилого комплекса Гранд Парк в их родном Бордо. Глядя на фотографию может показаться, что вы попали на киевскую Борщаговку или аналогичный район в других городах. Однако на самом деле этот проект положил начало новому тренду.

Процесс реконструкции Гранд Парка в Бордо. Фото: Twitter

Проще всего было снести эти старые дома и построить на их месте новые, тем более, что французское правительство выделило на данные цели деньги из расчета €167 тыс. за квартиру. Однако, как говорит Анн Лакатон, снос – это пустая трата энергии, материала и истории, акт насилия, который имеет отрицательное социальное воздействие. В результате квартиры в домах были расширены за счет пристройки к их фасадам террас глубиной четыре метра, что увеличило площадь каждой квартиры на 25-30 кв. м, а то и вдвое, причем жители во время реконструкции никуда не уезжали. И обошлось это в €65 тыс. за квартиру. 

Так выглядит пристроенное к старым домам новое жилое пространство. Фото: Pinterest

Супружеская пара вообще не любит выбрасывать деньги на ветер – не в том смысле, что пытается победить на конкурсах за счет дешевизны, а из принципа. В профессиональной среде хорошо известна история, больше похожая на легенду, но, тем не менее, реальная. В 1996-м году городские власти Бордо предложили Lacaton & Vassal реконструировать одну из городских площадей, на которой был расположен сквер. 

Другие архитекторы с радостью взялись бы за выгодный госзаказ, но Анн и Жан-Филипп пошли на площадь, пообщались там с людьми и пришли к выводу, что сквер комфортен для тех. кто обычно посещает такие места – детей и пенсионеров. Дети играют там в свои игры, пенсионеры – в петанк (игра в шары типа боулинга на местности, которую можно увидеть во французских фильмах), а деревья хорошо затеняют в жару скамейки. Так что их предложения по реконструкции площади были краткими - заменить гравий и почаще убирать мусор.

Вот такие нынче лауреаты у Притцкера.  

Алиса Куницына, Lenta.UA

Фото: Анн Лакатон и Жан-Филипп Вассаль Twitter  

Новости