История Памятная дата

Полный вперед. Что произошло с первым пароходом, пересекшим Атлантику

15:38 20 июн 2019.  1794 Читайте на: УКР РУС

200 лет назад американский пакетбот «Саванна» стал первым судном с паровым двигателем, совершившим трансатлантический переход.

Ничто не предвещало «Саванне» большой славы — судно строили как традиционный трёхмачтовый парусник. Всему виной капитан Мозес Роджерс, убедивший владельцев — компанию Scarborough & Isaacs — переоборудовать «Саванну» в пароход. 

Так на корабле появилась одноцилиндровая паровая машина мощностью в 90 лошадиных сил, разгонявшая его до 6 узлов (9 км/час). В движение судно приводили 5-метровые гребные колёса по бокам корпуса. 

Президент Джеймс Монро

С верфи должна была сойти всего лишь почтовая рабочая лошадка, но капитан вбил себе в голову, что именно «Саванне» суждено стать пионером трансатлантических рейсов. Ему повезло. Когда корабль прибыл в порт приписки — городок Саванна, в честь  которого и был назван, оказалось, что в соседнем Чарльстоне гостит сам президент США Джеймс Монро. Этот шанс нельзя было упускать — Роджерс взял курс на Чарльстон и не успокоился, пока не увидел президента на своем пароходе. Монро изволил отобедать на борту и загорелся перспективой открытия рейсов через Атлантику.   

Капитан видел свою «Саванну» как игрушку для богатых путешественников, решивших пересечь океан. К их услугам были 16 роскошных двухместных кают и три общих салона с коврами, зеркалами и картинами на стенах. Но для начала надо было доказать, что пароход — надежное и безопасное средство передвижения. Не все в это верили — команду удалось набрать с большим трудом, в Нью-Йорке матросы даже окрестили «Саванну» паровым гробом — пришлось нанимать экипаж в родном для капитана Коннектикуте.

Почтовая марка, выпущенная к 125-летию путешествия «Саванны» 

Кроме того, противники входивших в моду паровых двигателей уверяли, что ни один пароход не сможет взять на борт достаточно угля для перехода через Атлантику. В ответ Роджерс забил трюм 75-ю тоннами угля и 100 кубометрами дров.

Наконец, 24 мая 1819 года в пять утра пакетбот снялся с якоря и взял курс на Европу. Правда, главным ноу-хау — паровым двигателем — капитан не злоупотреблял. Машину использовали лишь в пределах прибрежной зоны и глушили при первой возможности — в результате из 707 часов, которые заняло путешествие, двигатель проработал не более 85. Когда его все-таки запускали, капитаны встречных судов, завидев на горизонте окутанный дымом парусник, решали, что «Саванна» горит и спешили на помощь.

Несмотря на экономию топлива, когда пароход приблизился к Корку — за два дня до окончания рейса — в трюмах закончился уголь. Быстро пополнив его запасы, 20 июня в порт Ливерпуля на полных парах в клубах дыма вошла «Саванна». Встреча была триумфальной, газеты писали об изобретательных янки, отобравших у Британской империи первенство на море и проложивших новый путь между полушариями. Пароход простоял в Ливерпуле 25 дней и стал объектом внимания сотен англичан, в том числе и весьма высокопоставленных военных. Еще была свежа память об англо-американской войне 1812 года, поэтому среди горожан ползли слухи о том, что судно нанято братом Наполеона, чтобы похитить Бонапарта с острова Святой Елены. 

Капитан Мозес Роджерс

Маршрут «Саванны», однако, был иным. Капитан направился в Санкт-Петербург, сделав остановки в Дании и Швеции. На этих переходах паровой двигатель использовался намного активнее — близость берега упрощала пополнение запасов угля. В Стокгольме на борт парохода поднялся принц Швеции и Норвегии, а несколько дней спустя была организована экскурсия для знати и иностранных послов. Шведы даже хотели приобрести «Саванну», но сумма не устроила Роджерса. Из Стокгольма пароход отправился в Кронштадт, где российский император осмотрел судно и подарил капитану золотые часы. Последним пунктом стал Санкт-Петербург — здесь на «Саванне» покатались члены императорской фамилии, приближенные ко двору и высшие офицеры. Россияне тоже предложили купить судно и тоже получили отказ. В конце сентября команда пополнила запасы угля и вышла из Кронштадта на Копенгаген. Надо сказать, что на обратном пути экипаж почти не использовал паровой двигатель, хотя Атлантику  штормило.

Памятная доска, установленнная в порту приписки «Саванны» 

30 ноября 1819 года, в десять часов утра пароход вернулся в порт приписки. Дальнейшая его судьба незавидна. Гордость «Саванны» — паровой двигатель — демонтировали и продали за $1600, и корабль стал классическим парусником, курсировавшим по маршруту Нью-Йорк — Саванна.  5 ноября 1821 года он сел на мель близ Лонг-Айленда и вышел из строя. Десять дней спустя от желтой лихорадки в Джорджтауне (Южная Каролина) умер капитан судна Роджерс.

«Саванна» опередила свое время, но рациональные соображения взяли вверх — место в трюме, занимаемое топливом, делало судно экономически неэффективным. Только через 20 лет пароходы (прежде всего, британские) начнут регулярные трансатлантические рейсы, а американское судно с паровым двигателем перечет Атлантику лишь в 1847 году…

Максим Суханов, Lenta.UA

На заставочном фото: пароход «Саванна», 1819, худ. Х. Вуд