Война и мир Война

Рождественский блеф и засланный Козак: как Кремль пытается взять передышку в войне

08:15 07 янв 2023.  977 Читайте на: УКР РУС

Мощной волной вполне обоснованной критики отреагировал официальный Киев и весь цивилизованный мир на объявленное Путиным «рождественское» прекращение огня. Почему Кремль кровь из носа пытается имитировать готовность к миру, лоббируя на всех дипломатических фронтах свою формулу в виде условного «Минска-3», читайте в материале Lenta.UA.

В четверг, 5 января, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонные переговоры с Зеленским и Путиным и, наверное, уже в сотый раз предложил выступить посредником в урегулировании военного конфликта. «Глава государства заявил о готовности возложить на себя миссию модератора с целью обеспечения стабильного мира», - отметили в Администрации турецкого президента. Там также добавили, что Эрдоган недвусмысленно намекнул Путину, дескать, призывы к миру и переговорам должны поддерживаться односторонним прекращением огня. Бункерный обитатель о якобы прекращении огня на небольшой период времени заявил. Правда апеллировал Путин не к Эрдогану, а к российскому патриарху Кириллу, который одной своей рукой благословляет «освободителей» на убийства украинцев, а другой крестится, мол, на Рождество надо прекратить стрелять и дать людям возможность посетить храмы. Те, самые, наверное, которые безжалостно бомбила Москва… Но к призыву Гундяева и путинской реакции на него вернемся несколько позже. Сейчас немного о роли Эрдогана.

С первых дней большой войны Турция предлагает себя в качестве посредника для прекращения конфликта, сохраняя одинаково ровные отношения с Киевом и Москвой. Анкара – единственный член НАТО, не наложивший на РФ масштабные санкции, а Эрдоган регулярно встречается с Путиным. В то же время, Турция прямо осудила агрессию России против Украины, поставляет нашей стране боевые беспилотники «Байрактар» и планирует открыть украинский завод по их производству. Помимо этого, Турция также закрыла Босфор для прохода российских военных кораблей в Черное море. Насколько реально наглухо закрыты водные ворота можно дискутировать, но это — отдельная тема.

Факт же состоит в том, что Эрдогану за время большой войны действительно удалось добиться некоторых успехов в роли посредника между сторонами. В сентябре его Администрация выступила посредником в обмене путинского кума Медведчука на 215 украинских пленных, среди которых пять командиров из числа защитников «Азовстали». До этого Эрдоган вместе с ООН выступил инициатором одной из сторон переговоров по разблокированию экспорта украинского зерна из южных портов нашей страны.

При том, что на публике господин Эрдоган не устает повторять, как же он ожидает прекращения российско-украинской войны, очевидно, что затягивание конфликта предоставило ему уникальный шанс укрепить свои позиции на разных флангах. Чем дольше длится война, тем больше санкций вводится в отношении путинской России и тем значительнее выгоды для Турции, которая помогает их обходить. В своем масштабном исследовании российской внешней торговли издание The New York Times указывает, что товарооборот между Москвой и Анкарой с началом полномасштабных боевых действий в Украине вырос (по данным на октябрь 2022-го) на 198%.

Помимо сверхдоходов от торговли турецкое руководство получило еще целый ряд бонусов. К ним можно отнести с одной стороны, проект газового хаба с РФ, а с другой – новый рычаг давления на НАТО после того, как заявки на вступление в альянс подали Финляндия и Швеция.

Одним словом, мастерство лавирования действующий турецкий лидер отточил практически до совершенства. Поможет ли ему это на президентских выборах, которые состоятся уже через полгода, посмотрим, однако учитывая «многовекторность» Эрдогана, даже в перспективе не хотелось бы видеть этого человека, который до сих пор называет Путина «дорогим другом», в роли антивоенного модератора.

«О беседе Путина и Эрдогана. Знаете, когда читаю новости о разговорах руководителей других стран, касающиеся территориальной целостности Украины, возникает только одно желание, отправить их вслед за российским кораблем. Путин, так и не хочет воспринять простую вещь, что Россия проиграет эту войну и о границах будут говорить не с ним и даже не с Эрдоганом, который предложил бы Путину, чтобы тот объявил одностороннее прекращение огня и о каком-то видении справедливого решения. А должен Эрдоган говорить о границах Украины, которые были в 1991 году. Поэтому, пока хоть один руководитель влиятельной страны в мире, будет обходить в своих заявлениях необходимость возвращения всех украинских территорий, Путин будет и дальше талдычить о каких-то новых реалиях», - отмечает политолог Виталий Бала.

Советник главы Офиса президента Михаил Подоляк заявил о невозможности договариваться о мире на условиях, озвученных Путиным. «Уже аксиома: почему с Россией нельзя будет договориться. Россия (в лице Путина) предлагает Украине и миру признать ее право на захват чужих территорий и зафиксировать отсутствие юридических последствий за массовые убийства на чужой территории. Это категорически неприемлемо», - написал Подоляк в Twitter.

А вот непосредственно президент Зеленский переговорную тему вообще не поднимал. В своем вечернем телеобращении действующий хозяин Банковой отметил, внимание, «готовность Турции принять участие в реализации нашей формулы мира». Об этой формуле мы детально писали неоднократно, но напомним два ключевых ее компонента: вывод РФ своих войск и выход на рубежи 1991 года. То есть, получается, что Эрдоган снова «петляет»: там кивает Путину, когда тот несет откровенный бред о «новых территориях», тут готов реализовать план ОП по установлению мира…

Важно отметить, что мантры Кремля о готовности к переговорам идут в «комплекте» с другими действиями. Так, на днях секретарь СНБО Алексей Данилов заявлял, что заместитель главы путинской Администрации Дмитрий Козак активно ведет переговоры с западными странами о заключении некоего «Минска-3». Как говорят в дипломатических кулуарах, Козак, начиная с конца ноября буквально бомбардирует иностранных руководителей письмами, в которых предлагает начать «предметный диалог по нормализации ситуации», «переговорному процессу», «созданию новых кейсов» и тому подобному.  По мнению экспертов, введение Козака в активную игру означает, что в Кремле есть понимание того, что не удастся исключительно военным способом достигнуть каких-то промежуточных, выгодных для России результатов в этой войне. Что рано или поздно им придется выходить на какие-то компромиссы – с ущербом для себя. Но то, что они предлагают сейчас - априори неприемлемо ни для Запада, ни, что самое главное - для нашей с вами страны. И ярким тому свидетельством является реакция на «рождественское перемирие» от Путина, которое в общем и целом наши иностранные союзники назвали «фальшивым, лицемерным и подлым». Кстати, тут следует отдельно выделить комментарий президента США Джо Байдена, который заявил следующее: «Я не хотел бы отвечать на то, что говорит и делает Путин. Интересно, что он был готов бомбить больницы, детские сады и церкви 25 декабря и в первый день Нового года... В общем, я думаю, что он пытается найти для себя немного кислорода в виде передышки». Как говорится, не в бровь, а в глаз.

Также важно отдельно подчеркнуть, что американский лидер наряду с вышеприведенными словами отметил, что «боевые действия в Украине находятся на критически важном этапе и Запад должен делать все возможное, чтобы оказать максимальную поддержку Киеву». Это – крайне важный посыл, который уже, к слову, подкреплен результатами. В целом, совершенно понятно, что в этом процессе нет места никаким контактам с преступным путинским режимом, который опустил цену своих публичных слов и заверений до уровня ниже плинтуса.

«Конечно, на «рождественское» прекращение огня не стоит обращать внимания. Россияне стремятся получить минимальную оперативную паузу на фронте, чтобы подтянуть резервы и нарастить ресурсы. Ситуация у них не самая лучшая. Однако я бы рассматривал эту инициативу в большем контексте, связанную с попытками Козака установить контакты с Западом для начала переговоров по кейсам. То есть не об обмене ультиматумами, а о малых соглашениях «аля бизнес», которые в перспективе должны привести к большому соглашению. Кремль хочет переговоров. Мы ему этого давать не можем. Любые переговоры сейчас, в рамках современных переговорных позиций, не несут нам ничего хорошего, кроме «болота» и проигрыша. Пока на Западе к инициативе Козака прохладно-скептическое отношение, но кремлядь пытается сформировать соответствующее мнение в европейских столицах и в Вашингтоне. Уже включили платных «экспертов». Так что смотрим внимательно, анализируем и фиксируем реакции», - отмечает руководитель Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик.

«Сегодня в российских каналах активно раскручивают историю, что Козак предлагает в качестве «жеста доброй воли» предоставить скидку на российский газ для Украины, который мы прямо покупать не будем у Москвы, а возьмем его в качестве «реверса» у условных словаков, не по среднеевропейской цене, а с учетом скидки. Также нам «Газпром» что-то и на «восстановление» под «корейский вариант» заморозки войны подкинет... В общем, Кремль крутится как уж на сковороде. Но нам же надо понимать, что для ведения переговоров о прекращении огня, с участием третьих сторон, нужно, чтобы была зафиксирована линия разграничения, где огонь прекращают. Нынешняя линия столкновения не является стабильной, а значит, ее можно подвинуть. Как можно дальше подвинуть. Для нас желательно на Урал...», - резюмирует политолог.