Политика Международные отношения

Саммит G20: формула Зеленского, позиция Байдена и путинские страхи

21:24 15 ноя 2022.  1567 Читайте на: УКР РУС

Эпицентром мировой политики до среды, 16 ноября, включительно будет индонезийский остров Бали, где нынче проходит саммит стран-участниц «большой двадцатки». Российско-украинская война изменила ранее заявленные экономические приоритеты и стала темой номер один международного рандеву vip-уровня. Чего следует ожидать по итогам мероприятия, с какими месседжами к ведущим лидерам обратился президент Владимир Зеленский и почему рашисты решили ударить ракетами именно сейчас, в материале Lenta.UA.

Ранним утром во вторник, 15 ноября, президент Индонезии Джоко Видодо официально открыл саммит G20. В своем вступительном слове он заявил, что война в Украине должна быть остановлена. «Если война не закончится, нам будет очень трудно двигаться дальше. Мы не должны делить мир на части и не должны допустить, чтобы мир погрузился в новую холодную войну», - подчеркнул Видодо, председательствующий нынче в «Большой двадцатке». Таким образом на самом старте G20 стало ясно, что изначально заявленная топ-тема — помощь мировой экономике в восстановлении после коронавируса, де-факто отошла на второй план.

Отметим, впрочем, что участники G20 обеспечивают 85% мирового экономического производства и 75 процентов мировой торговли. В этих странах проживает две трети населения земного шара. Членами «Большой двадцатки» являются Европейский союз как институция и 19 стран: Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Турция, Великобритания и США.

Президента Украины Владимира Зеленского пригласили на саммит, но он воздержался от этой поездки, при этом аккурат после старта мероприятия выступил перед его участниками в режиме онлайн.

«Я убежден, что сейчас настало время, когда российская разрушительная война должна и может быть остановлена. Это спасет тысячи жизней», - отметил нынешний хозяин Банковой. Он также отдельно обратился к президенту США Джо Байдену, китайскому лидеру Си Цзиньпину и, подчеркнув, что «никаких оправданий ядерному шантажу быть не может», поблагодарил за разъяснение этой позиции «Группу 19», сознательно исключив из списка путинскую Россию.

Байден и Си Цзиньпин по итогам трехчасовой встречи, прошедшей незадолго до официального открытия саммита, подтвердили их общую позицию в том, что ядерной войны никогда не должно быть и она никогда не может быть выиграна. Отдельно отметим, что нынешний хозяин Белого дома четко и однозначно расставил точки над «і», заявив, что США не будет вести никаких переговоров об Украине без Украины. Это крайне важно подчеркнуть в контексте информволны о якобы закулисных играх с РФ представителей официального Вашингтона.

Комментируя освобождение Херсона, американский лидер сказал: «Прежде всего, это важная, очень важная победа для Украины и я могу только аплодировать храбрости и решительности, а также способностям украинского народа и украинских военных. Они просто поражают!».

Высказался о путинской «спецоперации» по итогам встречи с Байденом и китайский лидер. В частности, Си Цзиньпин заявил, что «очень озабочен» ситуацией в Украине после месяцев боевых действий. В чем конкретно проявляется эта озабоченность он не уточнил, но факт остается фактом: Поднебесная все время «петляет», отказываясь открыто осуждать Кремль, являющийся для КНР важным торговым партнером.

Партнерам, для которых демократические ценности являются приоритетом номер один, выступая сегодня утром перед участниками  саммита G20  президент Зеленский сказал, что война должна быть закончена «справедливо и на основе Устава ООН, а также международного права». Он призвал восстановить радиационную безопасность на Запорожской АЭС, ввести ограничение цен на российские энергоносители и расширить инициативу по экспорту украинского зерна. В заключении своего спича действующий гарант украинской Конституции призвал к освобождению всех украинских военнопленных.

Владимир Зеленский незадолго до саммита открыто заявлял о необходимости исключения из G-20 России. В этом его публично поддержал Джо Байден и канадский премьер Джастин Трюдо. Впрочем, тут и сейчас этот вопрос подниматься не будет, хотя на последующих саммитах — вполне возможно. Сам Путин буквально за несколько дней до начала саммита отказался от участия в нем в любых форматах. Его спикер Дмитрий Песков объяснял, что это связано с графиком бункерного обитателя, который якобы должен находиться в России именно в дату проведения саммита.

Как бы там ни было, но страну-агрессор на G20 представляет тамошний министр иностранных дел Сергей Лавров. С ним, к слову, произошла интересная история – аккурат по прибытии российского чиновника на остров агентство Associated Press сообщило, что Лаврова якобы госпитализировали из-за проблем с сердцем. Российский МИД эту информацию опроверг, а его небезызвестная представительница Мария Захарова вскоре опубликовала видео с Лавровым, где он сказал, мол, жив-здоров. При этом на видео главный дипломат РФ предстал в весьма интересном виде… Он был одет в футболку с изображением короны и именем скончавшегося от передозировки героином художника-гея Баския. В контексте преследования ЛГБТ в нынешней России, облик Лаврова вызвал много вопросов.

Кстати, в июле на Бали Лавров уже участвовал во встрече глав внешнеполитических ведомств стран G20. Тогда он досрочно покинул мероприятие, отказавшись от совместного рабочего ужина. Как говорят в политических кулуарах, это произошло из-за отказа западных дипломатов проводить двусторонние встречи с российским министром и фотографироваться вместе с ним.

На этот раз участники нынешнего саммита тоже отказались от традиционной совместной фотосъемки из-за России.

«Самодержец России, президент Путин, развязавший войну, не поехал на очень престижное мероприятие, саммит «Большой двадцатки». Путин не боится критики или унижения, он достаточно циничный человек и сумеет, благодаря российской пропаганде, любое поражение выдать на героическую победу. Но у Путина есть два других страха, от которых он уже не избавится. Первый страх связан с его слабым здоровьем. Путин сильно сдал, неожиданно для себя и своего окружения, быстро постарел и слаб здоровьем. Бывший «мачо» быстро превратился в желчного старика. В такой ситуации Путин не хотел на Бали соревноваться с американским президентом Байденом, с которого вечно издевалась российская пропаганда. Второй страх Путина еще сильнее первого. На самом деле Путин очень боится покушения или переворота в России. Так часто бывает в нестабильных, слаборазвитых странах третьего мира, куда успешно, благодаря Путину, рухнула Россия. У него банально не оказалось в Кремле политиков или военных, на которых можно было оставить страну и власть. Он всех подозревает и всех стравливает друг с другом. Теперь он зависит от своего окружения, а не они от него, как это было целое десятилетие», - отмечает политолог Виктор Небоженко, добавляя при этом, что в войне с РФ именно Украина будет диктовать условия ее окончания.

Условия, дистанционно выступая на саммите G20, уже озвучил президент Владимир Зеленский. «Не стоит предлагать Украине компромиссы с совестью, суверенитетом, территорией и независимостью. Мы уважаем правила и мы люди слова. Украина всегда была лидером миротворческих усилий и мир это видел. И если Россия говорит, что будто бы хочет закончить эту войну, пусть докажет это действиями. Мы не дадим России переждать, нарастить силы, а затем начать новую серию террора и глобальную дестабилизацию. Не будет никаких «Минск-3», которые Россия нарушит сразу же после заключения. Есть украинская формула мира. Мира для Украины, Европы и мира. И есть набор решений, которые можно воплотить в жизнь, чтобы действительно гарантировать мир. Принимая участие в саммите «Группы двадцати», я представляю предложения таких решений – конкретных и честных», - подчеркнул Зе и перечислил все десять пунктов:

1. Радиационная и ядерная безопасность. 2. Продовольственная безопасность. 3. Энергетическая безопасность. 4. Освобождение всех пленных и депортированных. 5. Выполнение Устава ООН и восстановление территориальной целостности и мирового порядка. 6. Выведение русских войск и прекращение боевых действий. 7. Возвращение справедливости. 8. Противодействие экоциду. 9. Недопущение эскалации. 10. Фиксация окончания войны.

Откровенно говоря, содержание так называемой формулы мира в видении Банковой вызывает немало вопросов. Взять, к примеру пункт о «возвращении справедливости». Кто и с помощью каких инструментов будет восстанавливать эту справедливость, цинично растоптанную на глазах всего цивилизованного мира путинской Россией? В общем – это ни о чем, как бы громко не звучало. И хотя другие тезисы звучат менее абстрактно, они все равно не являются чем-то действительно прорывным, потому что реальные гарантии любого рода безопасности, помимо ВСУ нам никто в мире дать не может.

Однако в Кремле слова Зеленского явно зацепили. Ответ России на заявления Зеленского последовал незамедлительно. По городам Украины ударили ракетами. Как утверждают власти – с территории России было запущено рекордное количество снарядов. Били по инфраструктурным объектам. Стоит ли говорить, что это и есть свидетельство того, как Москва будет выполнять договоренности, если они не будут нести ультимативного характера. Подлость и готовность на преступления против гражданского населения – визитная карточка Кремля. И нынешние удары – очередной знак для мирового сообщества: государство-террорист должно быть остановлено всем миром, сообща…