Политика Международная политика

Соглашение с Байденом и не только: какой «урожай» собрал Зеленский в Европе

13:08 14 июн 2024.  727 Читайте на: УКР РУС

Накануне инаугурационного Саммита мира, который пройдет в ближайший уикенд в Швейцарии, кейс Украины стал ключевым сразу на нескольких заседаниях высокого уровня в Европе. Детальнее об этом читайте в материале Lenta.UA.

В четверг, 13 июня, в Италии прошло заседание лидеров G7, к которым присоединился Владимир Зеленский. И хотя президенты и премьеры стран «Большой семерки» вчера только начали свою трехдневную встречу, нынешний хозяин Банковой в первый же день уже смог похвастаться результатами своей работы. Так, действующий гарант украинской Конституции подписал два очередных соглашения о безопасности.

Одно – с премьер-министром Японии Фумио Кисидой. Согласно документу, по словам Зе, «с одной из наиболее экономически и технологически развитых стран мира», в течение 2024 года Токио выделит Киеву $4,5 млрд и обязуется в течение десяти лет оказывать нашей с вами стране разноплановую поддержку. В частности, Страна восходящего солнца будет помогать в сфере безопасности и обороны, гуманитарной, технической и финансовой областях, а также способствовать реализации пунктов «формулы мира» и имплементации санкций против путинской России. Таким образом, Япония стала первой страной вне НАТО, подписавшей с Украиной подобное соглашение.

Позднее Владимир Зеленский подписал соглашение о безопасности с Джо Байденом. США, отметим, стали последней из стран «семерки» и 17-й страной вообще, подписавшей подобное соглашение с Украиной.

Документ, содержащий 9 статей, а также приложение, предусматривает принципы сотрудничества в сфере обороны и безопасности, экономического восстановления и реформ. Относительно «справедливого мира» в соглашении отмечается следующее: «Стороны признают, что Украина не будет в безопасности до тех пор, пока ее суверенитет и территориальная целостность не будут полностью восстановлены путем установления справедливого мира, который будет уважать права Украины в соответствии с международным правом, включая Устав ООН.

Поэтому стороны будут сотрудничать для достижения справедливого и прочного мира, который будет иметь широкую глобальную поддержку. Соединенные Штаты приветствуют постоянные усилия Украины, в частности через Украинскую формулу мира, направленные на привлечение международного сообщества к установлению принципов справедливого и устойчивого мира».

Отметим, что в соглашениях о безопасности, заключенных с Украиной, ее союзники обязуются оказывать военную помощь, обучать украинских солдат, помогать в развитии военной промышленности, делиться разведданными. В то же время, в этих соглашениях нет обязательства воевать за Украину – в них, исходя из первоначального коммюнике «семерки», может лишь содержаться пункт о срочных консультациях в случае, если когда-нибудь, после этой войны, Россия снова вознамерится напасть на Украину. Поэтому, как часто подчеркивают на Печерских холмах, они не являются «жесткой» гарантией безопасности и не могут быть заменой членству в НАТО, которого по вполне понятным причинам последовательно добивается официальный Киев.

Во время непродолжительной совместной пресс-конференции, где Владимир Зеленский и Джо Байден ответили на несколько вопросов отечественных и зарубежных СМИ, украинский президент особо подчеркнул, что Вашингтон поддерживает евроатлантические устремления Украины и будет всячески поддерживать ее на этом пути. Данный акцент господин Зеленский сделал не случайно. Очевидно, что, таким образом, он попытался окончательно потушить дискуссионный костер страстей, вызванный недавним заявлением Джо Байдена о том, что мир в Украине - «это не обязательно ее членство в НАТО». То есть, Зеленский с высокой трибуны G7 четко и недвусмысленно огласил, что в соглашении, подписанном с г-ном Байденом, черным по белому написано: США выступают «за» членство Украины в НАТО. Это действительно важный момент, потому как именно на Соединенные Штаты ориентируются практически все НАТО-игроки, от позиции которых зависит процесс интеграции в Альянс Украины во временном измерении.

Примечательно, что американский лидер во время совместного брифинга с Зеленским, проявил несвойственную ему, но полезную для нас раздражительность. В частности, когда ему задали вопрос об урегулировании ситуации в Газе, нынешний хозяин Белого дома, не скрывая недовольства, акцентировал: «Я тут говорю о серьезнейшей ситуации в Украине, а вы мне задаете вопросы совершенно другого толка…». Господин Байден все же ответил на поставленный вопрос, подчеркнув что-то типа, что ситуация решается.

Чуть менее агрессивно он ответил на вопрос об обвинительном приговоре его сыну Хантеру Байдену, о чем Lenta.UA писала подробно. Ничего нового американский лидер по этому поводу не сказал, лишь подчеркнув в который раз, что, в случае чего, не будет задействовать инструмент помилования в отношении своего отпрыска. Во время ответа на один из вопросов, Джо Байден поднял палец в небо, где в тот момент, по всей видимости, шмыгали вертолеты охраны участников саммита «семерки», создавая соответствующий шум, и глубокомысленно изрек: «Ничего, я подожду…».

В то же время стоящий рядом с американским коллегой Владимир Зеленский ждать не хотел в принципе. Даже по выражению его лица было видно, как ему не терпится поделиться «урожаем», который он от имени Украины собрал на G7. Результаты действительно впечатляющие.

Среди прочего, страны «Большой семерки» во время саммита в Италии согласовали механизм использования замороженных российских активов для оказания помощи Украине. Схема предельно проста: Киев получит кредит на сумму порядка $50 млрд, который будет погашаться из будущих процентов с росактивов. В этом контексте важно подчеркнуть, что страны G7 – Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США – являются важнейшими финансовыми и военными союзниками Украины с момента полномасштабного вторжения. А сумма российских активов, замороженных этими государствами и Европейским союзом, составляет порядка $325 млрд.

В оставшиеся дни саммита «семерки» в Италии будут обсуждать укрепление коалиции по поставкам ВСУ западных истребителей, ускорение обучения пилотов и поставки самолетов, а также развитие украинской системы ПВО: она должна получить средства большего радиуса действия и мощные западные комплексы.

Украину 13 июня обсуждали не только в Италии, но и в Брюсселе, где прошло уже 23 по счету заседания контактной группы в формате «Рамштайн». На повестке оказались «срочные потребности Украины, в частности, в системах ПВО, вооружении и боеприпасах». В том, что ключевым станет вопрос усиления противовоздушной обороны, не было ничего удивительного. Партнеры с конца апреля пытаются найти для ВСУ дополнительные системы ПВО – прежде всего Patriot, но пока в этом не преуспели. Единственной страной, которая и стала инициатором создания «коалиции ПВО», и подала пример, передав Украине дополнительную систему Patriot, оказалась Германия.

Накануне «Рамштайн-23» в мировых медиа появились слухи, что, не дождавшись действий от союзников, Берлин решил расстаться с четвертым комплексом. Однако приехавший в Брюссель министр обороны Германии Борис Писториус заявил: ФРГ пожертвовала Украине «четверть собственных запасов таких систем», и у нее «уже нет возможности передать еще». Он также заверил, что союзники не сидят без дела, а изучают возможности для увеличения производства Patriot, хотя и признал, что от выпуска до передачи комплексов Киеву пройдет достаточно много времени. Украина же настаивает, что Patriot ей нужны немедленно и, как уточнил Владимир Зеленский, в количестве семи штук без учета уже поставленных и обещанных.

Газета The New York Times перед встречей в Брюсселе сообщила, что Джо Байден решил последовать примеру канцлера ФРГ Олафа Шольца и уже одобрил передачу Украине Patriot со стороны США. До сих пор американцы поставили ВСУ лишь одну подобную систему. По данным анонимных источников, украинской армии собирались отдать систему Patriot, развернутую в Польше.

Однако замминистра обороны Польши Цезарий Томчик поспешил заверить, что Варшава против такого развития событий, а глава Бюро нацбезопасности республики Яцек Сивера пообещал объяснить советнику президента США по нацбезопасности Джейку Салливану, почему такая информация в СМИ «вызывает беспокойство». При этом в Пентагоне накануне «Рамштайн-23» отказались подтвердить решение Джо Байдена, но отметили, что вопросы усиления ПВО Украины, в том числе за счет Patriot, «обсуждаются».

Так или иначе, в самом начале «Рамштайн-23» шеф Пентагона Ллойд Остин подтвердил приоритетность темы ПВО, однако новых анонсов у него заготовлено не было. Из реальных новостей у него было лишь одно объявление: к контактной группе присоединился новый участник – Аргентина. «Поддержка Украины растет», - заявил в этой связи господин Остин.

Про ПВО же главе Пентагона сказать было нечего. Отчитываясь о «крайне успешной встрече» контактной группы, господин Остин вновь перечислил последние анонсы союзников о новых поставках Украине, включая ранее объявленный Джо Байденом пакет помощи от США на $225 млн, и пообещал предоставить Киеву «все, что необходимо». Между тем, ответить насчет ПВО ему все-таки пришлось – в той части пресс-конференции, когда микрофон оказался в руках у журналистов. Сначала Ллойда Остина спросили, что мешает Вашингтону передать Украине Patriot, ведь именно в США находится наибольшее количество этих систем. Но глава Пентагона лишь заверил, что в ежедневном режиме работает над усилением украинской ПВО и сделает все возможное для скорейшего удовлетворения запроса Киева. «Пока что новостей о передаче США дополнительных батарей Patriot Украине нет», - признался он.

Однако этого коллегам-журналистам показалось мало, а потому в следующем вопросе у главы Пентагона попросили предметно раскрыть причины нерасторопности США. «Опять…», - сказал Ллойд Остин. И, тяжело вздохнув, заверил: «ПВО – это мой приоритет. Я ежедневно над этим работаю, поверьте».

Кейс ПВО для Украины обсуждался 13 июня и на заседании Совета Украина-НАТО. При этом, судя по заявлению генсека Альянса Йенса Столтенберга, члены НАТО одобрили «оперативный план расширения поддержки Украины», который отводит НАТО ключевую координационную роль в поставках вооружений и обучении украинских солдат. До сих пор функции по координации поставок брал на себя «Рамштайн».

По итогам заседания Йенс Столтенберг выразил надежду, что союзники согласятся с его предложением зафиксировать обязательства выделять на военные нужды Украине минимум $40 млрд в год. По его словам, к мысли инициировать такой шаг его подтолкнули задержки с одобрением помощи со стороны США. Генсек НАТО отметил, что впредь такое не должно повторяться, а потому партнерам стоит связать себя обязательствами по военным поставкам. При этом суммы будут распределяться в соответствии с ВВП стран Альянса. Господин Столтенберг уточнил, что на США приходится 50% ВВП военного блока, а значит, Киев сможет рассчитывать, как минимум, на $20 млрд в год от Вашингтона.

«Однозначно можно констатировать, что 13 июня стало днем успехов украинской дипломатии. Отдельно хочется остановиться на соглашениях безопасности с нашими международными партнерами. Дело в том, что некоторые «злые языки» уже пытаются снизить значение этих сделок. Мол, это не полноценный международный договор, ратифицируемый парламентами стран-подписантов, а некая «бумажка», которая ничего не стоит, и это соглашение можно в любой момент отменить. Да, это не международный договор, который нужно ратифицировать. Источники из дипломатических кругов говорят, что это было условием США, отражающим нынешние внутриполитические сложности в Соединенных Штатах. И Белый дом не хотел рисковать. Тем не менее, соглашения о безопасности, которые подписываются с нашими международными партнерами, являются конкретными, очень содержательными по обязательствам, которые политико-юридически оформлены и публично подтверждены. Никаких таких соглашений в истории современной независимой Украины раньше не было. Это не «меморандум» (т.е. «памятная записка») с абстрактными обещаниями. Речь идет о конкретных формах помощи Украины сроком на 10 лет», - отмечает политолог Владимир Фесенко.

Задавшись вопросом о том, может ли, например, следующий президент США отменить это Соглашение, эксперт констатировал: «Да, юридически он это может сделать. Трамп, став президентом США, отменил целый ряд соглашений, подписанных его предшественником. Но он обещал отменить конкретные соглашения еще на президентских выборах 2016 года. Тем не менее, такие действия Трампа в значительной степени подорвали международную репутацию США. Относительно поддержки Украины и в США, и в большинстве западных стран существует межпартийный консенсус. Поэтому хотя потенциальный риск отмены таких сделок теоретически существует, на практике на данный момент он кажется маловероятным. Ну, а для нас сегодня крайне важно, что наши международные партнеры публично берут на себя политические и юридические обязательства продолжать ту помощь, которую они нам оказывают уже сейчас, на период 10 лет, не зависимо от того, когда закончится война с Россией».

Таким образом, по убеждению Владимира Фесенко, вокруг Украины сейчас формируется партнерская коалиция, «которая будет способствовать нашему сопротивлению нынешнему российскому нашествию, и в перспективе может быть фактором сдерживания России от нового нападения на Украину».

Новости