Война и мир Война

Ставка на 2025-й: почему у Байдена не ждут скорого урегулирования в российско-украинской войне

14:15 06 май 2024.  349 Читайте на: УКР РУС

В минувший уикенд британская газета Financial Times организовала в Вашингтоне специальную конференцию, куда был приглашен советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан. В ходе своего выступления он озвучил несколько заявлений, являющиеся по сути контурами стратегии Администрации Байдена в отношении российско-украинской войны. Детальнее об этом читайте в материале Lenta.UA.

Недавно Конгресс, одобривший, наконец-то, пакет помощи Украине на $61 млрд, попутно обязал Белый дом в течение 45 дней с момента вступления закона в силу представить четкий план по поддержке Киева и поделиться «конкретными и достижимыми целями в текущем конфликте». Выступление на минувших выходных советника президента США на спецконференции Financial Times дает общее представление, о чем примерно через месяц Госдепартамент и Пентагон будут рассказывать тамошним конгрессменам.

Во-первых, по мнению господина Салливана, новый пакет многомиллиардной помощи вряд ли приведет к резким изменениям на фронте в пользу ВСУ. Он в частности признался, что по-прежнему ожидает «продвижения России в предстоящий период», поскольку «вы не можете мгновенно щелкнуть выключателем».

Во-вторых, советник Байдена уверен, что поддержка от США даст Киеву возможность «держать оборону» и «обеспечит Украине способность выдержать российское наступление» в 2024 году. Однако в 2025-м ситуация может измениться, и Украина, вероятно, предпримет новую попытку контрнаступления, «чтобы вернуть территорию, которую у них отняли», акцентировал господин Салливан. Правда, судя по словам американского чиновника, одобренного в апреле пакета помощи для перехода ВСУ из обороны в наступление явно не хватит. Как отметила по этому поводу Financial Times, описанный Джейком Салливаном сценарий, по его утверждению, возможен лишь в случае переизбрания президента Джо Байдена на второй срок в ноябре 2024 года, а перспективы любого нового контрнаступления Украины в 2025-м будут зависеть от увеличения финансирования со стороны Соединенных Штатов.

То есть, как видим, Администрация Байдена явно обозначила своим горизонтом планирования 2025 год, до наступления которого никаких политико-дипломатических подвижек в конфликте не предвещает. Грядущий год фигурирует и в планах Дональда Трампа по российско-украинской войне. Так, у экс-хозяина Белого дома и кандидата в президенты от Республиканской партии, как сообщила давеча газета The Telegraph, уже разработан «подробный план, как завершить войну мирным путем», но он не собирается раскрывать его подробности до выборов. Неназванный собеседник, близкий к Трампу, пояснил изданию, что обнародование стратегии завершения боевых действий может привести к потере «рычагов влияния». Сам же Трамп в свежем интервью журналу Time заявил, что собирается «попытаться помочь Украине», но подчеркнул, что и Европа должна больше вкладываться в помощь нашей с вами стране.

По мнению экспертов, учитывая ноябрьские выборы в США, январь 2025 года выглядит вполне логичной отметкой, когда один из двух кандидатов на избрание начнет свой новый президентский срок и сформулирует новый подход к пресловутой путинской «спецоперации». К слову, весьма и весьма примечательным в этом смысле оказалось вышедшее на днях в журнале The Economist интервью заместителя начальника главного управления разведки (ГУР) Минобороны Украины Вадима Скибицкого, заявившего среди прочего, что «такие войны могут закончиться только договорами». 

Заместитель Буданова также отметил, что прямо сейчас обе стороны сражаются за «наиболее выгодную позицию» перед потенциальным диалогом. Замглавы ГУРа также считает, что содержательные переговоры могут начаться самое раннее во второй половины 2025 года. Переговоры с Москвой недавно допустил и глава МИДа Дмитрий Кулеба в интервью журналу Foreign Policy. По его словам, в Киеве считают возможным диалог с РФ при реализации одного из двух условий. Первое – успех ВСУ на поле боя, второе – создание коалиции стран, которые «разделяют принципы и подходы, из которых они будут выстраивать дальнейшие действия». Именно для этого, заверил господин Кулеба, и собирается «саммит мира» в Швейцарии в середине июня, чтобы согласовать с как можно большим количеством государств общий подход к завершению боевых действий, после чего к переговорам может подключиться Россия. Кстати, о ней- стране-агрессоре. На только что минувших выходных в РФ объявили в розыск Владимира Зеленского. Неизвестно, правда, по какой статье, но данный новостной кейс уже породил много версий, что это может значить. Наиболее популярная трактовка - Кремль таким образом дает понять, что не намерен вести переговоры с нынешним хозяином Банковой. В связи с этим также вспоминаются и постоянные заявления из болот о «нелегитимности» Зе после 20 мая, когда у него истекает пятилетний срок полномочий.

Все это наложилось на популярную в последнее время теорию о том, что Путин сейчас не хочет останавливать войну, а намерен воевать в расчете на полный разгром ВСУ и/или на победу Трампа на выборах в США. При этом Зе-власть, спикеры которой еще несколько месяцев назад говорили, что Путин хочет переговоров об остановке войны по линии фронта для ее заморозки, теперь все чаще заявляют, что бункерному обитателю никакая заморозка на самом деле не нужна. 

Эту точку зрения разделяют и некоторые эксперты. Так, руководитель Института мировой политики Виктор Шлинчак отмечает следующее: «Россия так уверяла весь мир, как стремится к переговорам с Украиной, что объявила президента Зеленского в розыск. Это - ответ всем, кто убеждал, что у Путина «все непросто» и он «скоро выдохнется». Поэтому готов к переговорам. Так вот. Пока не выдохся. И к переговорам он готов только в одном случае: когда Украина объявит о капитуляции. Российско-украинская война - это не только об украинцах и это уже очевидно. Россия будет увеличивать давление на фронте до проведения выборов в США. Будет уже этим влиять на выборы в США. А параллельно – будет работать на то, чтобы вмешиваться в эти выборы. Как через агентов воздействия и кибератаки, так и создавая дополнительные центры напряжения там, где она может (например, снова на Балканах). Не исключаю, что в Москве спят и видят, чтобы выборы в США вообще закончились гражданским противостоянием между сторонниками Трампа и Байдена. И что в Кремле готовы также в эту историю вкладываться изо всех сил. А потому что кто бы ни говорил, 2024-й будет переломным в нашей войне. И здесь зависит, что же выберут наши западные партнеры - или вариант умножить на ноль все глобальные «хотелки» России, или наоборот - выбрать страх и позор (как произошло с Афганистаном)».

«В этом контексте очень беспокоит скорость (ее уже называют улиточной) как принятых решений, так и провозглашенной передачи оружия Украине. Потому что Путин ускоряется, а большинство западных лидеров продолжают демонстрировать элементарное отсутствие воли и решительности. Несмотря на хорошие и правильные речи. Их будет многовато и на Саммите мира в Швейцарии. Там проявятся все. И те, кто действительно работает в поддержку Украины, и те, кто этой поддержки не желает. Будет такая хорошо организованная большая фокус-группа, которую можно расценивать, как альтернативную к ООН площадку. Но после «среза» этих настроений нам придется еще больше убеждать мир, что нынешнее выдавливание помощи по капле- это путь к отсроченному поражению не только Украины. Это будет выбор большого геополитического позора для США, Британии, Германии, Франции», - подчеркивает эксперт. Поэтому с Путиным и его коллективным бессознательным, по его убеждению, «нужно кончать», а для этого нужен, наконец, «реалистичный и выработанный план».

«В 1943 году в Тегеране Советский Союз с Британией и Штатами уже решал, что будет с Германией после того, как она упадет. Нам нужно, чтобы Швейцария стала прототипом такого же собрания – когда будут сделаны единственно правильные выводы и применена единственно верная стратегия», - подытоживает Виктор Шлинчак.

Новости