Политика Власть

Тень Ермака: как и почему Банковая «обезглавила» СБУ и генпрокуратуру

12:33 18 июл 2022.  2382 Читайте на: УКР РУС

Информационной молнией стало воскресное вечернее видеообращение президента Владимира Зеленского, в ходе которого он сообщил, что отстраняет от занимаемых должностей главу СБУ Ивана Баканова, а также генпрокурора Ирину Венедиктову. Обе названные фигуры — непосредственные креатуры нынешнего хозяина Банковой. Так почему же в разгар полномасштабной войны с путинской Россией глава государства решил «обезглавить» сразу две силовые структуры — разбиралась Lenta.UA.

Традицию привычных уже рапортно-отчетных президентских видеообращений нарушил вчерашний спич Зе. Отчитавшись о проделанной политико-дипломатической работе, действующий гарант Конституции ошарашил новостью об отстранении с занимаемых должностей сразу двух топ-силовиков – главы Службы безопасности Украины Ивана Баканова и генпрокурора Ирины Венедиктовой.

При этом Баканов был устранен по статье 47 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Украины. Данная статья звучит следующим образом: «Неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей, повлекшее человеческие жертвы или другие тяжкие последствия или создавшее угрозу наступлению таких последствий, является основанием для отстранения такого военнослужащего от исполнения служебных обязанностей».

Причины временного отстранения от властного руля госпожи Венедиктовой в соответствующем президентском указе не называются.

Отметим, что согласно конституционной процедуре для полноправного назначения, и для увольнения руководителей СБУ и генпрокуратуры нужно решение парламента. То есть, пока что речь идет лишь о том, что у Баканова и Венедиктовой временно забрали ключи от высоких властных кабинетов.

Владимир Зеленский объяснил свои решения относительно Баканова и Венедиктовой тем, что к ним много вопросов из-за коллаборационизма их подчиненных. По словам президента, на сегодняшний день возбуждено 651 уголовное производство о государственной измене и коллаборационной деятельности работников прокуратуры и других правоохранительных органов. В частности, более 60 работников прокуратуры и СБУ остались на оккупированной территории и работают против Украины.

«Из-за такого массива преступлений против основ национальной безопасности государства и связей, которые зафиксированы между работниками силовых структур Украины и спецслужбами России, возникают очень серьезные вопросы к соответствующим руководителям. И каждый из таких вопросов получит надлежащий ответ», - подчеркнул нынешний хозяин Банковой.

Он также призвал конкурсную комиссию назначить руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры (САП) и начать отбор главы Национального антикоррупционного бюро (НАБУ). При том, что именно ОП, по мнению многих экспертов и отдельных западных дипломатов, может быть причастен к этой кадровой волоките. Напомним, что уже полгода представители комиссии от власти не могут собрать заседание и формально объявить победителя открытого конкурса по данному кейсу. По информации Lenta.UA cпецкомиссия по САП должна собраться уже завтра, 19 июля, тогда картина со спецпрокуратурой прояснится более отчетливо.

Что же касается Венедиктовой и Баканова, то тут уже сейчас все более-менее ясно. Как заявил в сегодняшнем утреннем эфире общенационального телемарафона замглавы президентского Офиса Андрей Смирнов, «они пока что не уволены и в демократическом государстве вполне можно допускать, что вернуться к выполнению своих полномочий после проведения служебного расследования». По словам Смирнова, если спецпроверка покажет, что Венедиктова и Баканов палец о палец не ударили с тем, чтобы выявлять и устранять «кротов» в своих ведомствах, Зе, как того и требует Основной закон, подаст представления на их увольнение в Верховную Раду. А пока что тандем Баканов-Венедиктова находится в подвешенном состоянии, чтобы, как подчеркнул господин Смирнов, «не влиять и не давить на ход и исход специальной проверки по коллаборантам».

Напомним, Иван Баканов был назначен главой СБУ в августе 2019 года, аккурат после того, как Владимир Зеленский и его фракция «Слуга народа» пришли к власти. Иван Баканов является другом детства действующего главы государства. Также они вместе работали в студии «Квартал 95». Во время предвыборной кампании Баканов руководил штабом Зеленского, также возглавлял «зеленую» партию. Показательно, к слову, что супруга отстраненного главы СБУ Оксана Баканова долгое время имела российское гражданство.

Разговоры о том, что Ивана Баканова «уйдут» с поста главы СБУ активизировались в конце июня с подачи Politico. Тогда источники влиятельного американского издания сообщали, что Зеленский якобы стремится заменить главного спецслужбиста страны после потери Херсона. При этом в одном из своих недавних интервью Зе отмечал следующее: «Если бы я хотел его (Баканова - ред.) уволить, то уже уволил бы».

Данное заявление звучало на фоне того, что к Баканову было много претензий по поводу того, что ряд его высокопоставленных подчиненных либо сбежали из Украины во время вторжения России, либо, мягко говоря, неудовлетворительно выполняли служебные обязанности. В частности, 29 мая Зеленский уволил главу харьковского управления СБУ Романа Дудина. Причина – «не работал в защиту города от российской агрессии». Весной Владимир Зеленский публично говорил о существующей проблеме «изменников среди сотрудников СБУ». Тогда он лишил званий некоторых руководителей данного силового ведомства. «Сейчас у меня нет времени заниматься всеми предателями. Но постепенно все они наказания получат. Поэтому уже больше не генералы экс-начальник главного управления внутренней безопасности СБУ Наумов Андрей Олегович и экс-начальник УСБУ в Херсонской области Криворучко Сергей Александрович», - заявил глава государства.

Примечательно, что глава Херсонского облсовета Александр Самойленко в одном из интервью утверждал, что помощник начальника Херсонского управления СБУ - начальник Антитеррористического центра Игорь Садохин «слил» россиянам сеть минных полей и координировал действия росавиации в области.

И тут целесообразно акцентировать, что за день до того, как президент отстранил от должности Баканова, стало известно, что Государственное бюро расследований (ГБР) задержало бывшего главу крымского управления СБУ, которого подозревают в госизмене и работе на Россию. Речь идет об Олеге Кулиниче. Он почти полтора года, вплоть до марта 2022-го возглавлял управление Службы безопасности по АР Крым, которое после российской аннексии полуострова дислоцировалось в оккупированном ныне Херсоне. Так что вполне вероятно, что виной именно Баканова у Зеленского могут считать столь быструю оккупацию Херсонской области и областного центра в том числе. Как известно, российские войска зашли в регион за считанные дни в самом начале вторжения – они фактически не встретили сопротивления, переходя Крымский перешеек.

Вместе с тем, очевидно, что не имеющему доселе ни малейшего отношения к спецслужбам Баканову было явно некомфортно в должности, тем более в военное время. В узких кругах поговаривают, что им были недовольны в самой СБУ, где завоевать полный авторитет за эти годы не удалось. По слухам, с начала большой войны «конторой» фактически руководит первый заместитель Баканова Василий Малюк, который ориентируется на Офис президента.

Что касается Ирины Венедиктовой – давней соратницы нынешнего гаранта Конституции и первой женщины во главе ГПУ, то тут ситуация несколько другая и есть основания полагать, что в данной истории имеют место подковерные игры. Для полноты картины напомним, что харьковчанка Венедиктова была соратницей Владимира Зеленского еще до президентской кампании, затем стала его советницей. В должности и.о. главы ГБР госпожа Венедиктова запомнилась рядом скандалов, в частности, назначением своим заместителем бывшего адвоката президента-беглеца Януковича Александра Бабикова.

Возглавив в марте 2020 года Генпрокуратуру, госпожа Венедиктова стала, скажем так, «петлять». Яркий пример — дело о госизмене пятого президента Порошенко. Расследование по этому эпизоду продолжалось даже во время полномасштабной войны, заявляла недавно Венедиктова. Однако в должности генпрокурора она никогда не брала на себя ответственность за скандальные решения. В частности, она могла уйти в отпуск на день-два, тогда как скандальные и спорные по сути своей процессуальные решения подписывали ее заместители, в том числе и Алексей Симоненко, который сейчас исполняет обязанности генпрокурора. Так было с подозрением ПАП. Ирина Венедиктова сама его не подписала и ушла в отпуск, поэтому свой автограф под этим чрезвычайно важным с политической точки зрения документом поставил Симоненко.

Похожая ситуация была во время расследования НАБУ по скандальному заместителю главы офиса президента Олегу Татарову. Тогда в наиболее ответственный момент, когда дело передали от НАБУ в СБУ, Венедиктова также отвела ключевую роль в фактической защите Татарова именно Алексею Симоненко.

С другой стороны, именно госпожа Венедиктова анонсировала международную коалицию по расследованию преступлений РФ в Украине и стала голосом обвинений «освободителей» в военных преступлениях. Прокуроры под ее руководством зарегистрировали уже более 22 тысяч военных преступлений и идентифицировали 127 подозреваемых в этих злодеяниях. К тому же, во многом благодаря Венедиктовой, в Украине на оккупированных территориях начали работать международные прокуроры, а в Гааге недавно состоялась конференция по привлечению к ответственности за преступления РФ, где 45 стран подписали декларацию, чтобы помочь Украине расследовать эти преступления и выделить на это серьезные деньги.

«Устранены последние люди не Ермака...», - так лаконично, но, тем не менее более чем метко прокомментировал вчерашнее решение об отстранении генпрокурора и главы СБУ политолог Алексей Голобуцкий.

Более предметно развил эту мысль известный журналист Юрий Бутусов: «Ермак уволил Баканова и Венедиктову и получил контроль за всей правоохранительной системой. Люди Ермака-Татарова с вчерашнего вечера контролируют Генпрокуратуру (Симоненко), Службу безопасности (Малюк), Государственное бюро расследований (Сухачев), Бюро экономической безопасности (Мельник), Главное следственное управление Нацполиции (Цуцкиридзе). То есть фактически все полностью следствие и весь контроль за следствием в виде процессуального руководства в государстве, а также контроль судов и всех государственных учреждений сосредоточены отныне в одном кабинете в руках одного человека – Олега Татарова, который выполняет указания Ермака и Зеленского. Пока генпрокурором была Венедиктова, Ермак и Татаров не хотели назначать руководителем Специализированной антикоррупционной прокуратуры победителя конкурса Александра Клименко. Для контроля Клименко, который по коррупционному делу хищения квартир Нацгвардии наработал материалы против Татарова, нужен полностью свой генпрокурор, который имеет права вмешиваться в некоторых случаях в работу руководителя САП.

Как известно, именно Алексей Симоненко был единственным из прокуроров приглашенным в узкий круг друзей на день рождения Олега Татарова в ресторане, снятом журналистами в 2021 году. Теперь Симоненко начинает официально осуществлять процессуальное руководство по делу своего друга и участника хищения квартир Нацгвардии. То есть, Татаров получил от Зеленского персонального адвоката в виде карманного и.о.генпрокурора. Теперь все дела по «слугам народа» и Офису президента, как это произошло по Татарову, будут прилагаться Татарову мгновенно, и любые вопросы нужно будет решать именно с ним».

По убеждению Бутусова, отстранение от должности Баканова и Венедиктовой означает еще и начало избирательной кампании нынешнего хозяина Банковой: «Очевидно, что концентрация власти нужна Владимиру Зеленскому для контроля общества и финансовых потоков, и для того, чтобы переизбрать такую же ермаковско-татарскую власть на следующих парламентских и президентских выборах. Отвратительно, что Татаров, незаконно назначенный в Офис президента в нарушение закона о люстрации, сейчас имеет власть, о которой даже не мог мечтать, когда вместе с Захарченко разгонял Майдан. Мы не знаем сейчас весь комплекс вопросов, которым Зеленский связан с Ермаком, но очевидно, что среди причин тайные переговоры с представителями РФ в Омане, вагнергейт, защита Абрамовича от санкций Запада, защита Коломойского и списание его долгов, и другие совместные решения. Поэтому такая монополизация власти в руках группировки Ермака-Татарова не имеет ничего общего с государственными интересами. Владимир Зеленский всю власть в государстве запер на одну кнопку – кнопку вызова Ермака. Это позволяет экономить время докладов, спокойно принимать голливудских актеров и делать утреннюю зарядку, но это большая опасность для государства. Большой поток войны, экономики, политики, государства загоняется в узкую щель в дверях и карманах Ермака и Татарова, и их окружения. И не Ермак здесь проблема. Опасной проблемой становится отсутствие понимания у президента Зеленского, что он делегировал полномочия, которые ему предоставили избиратели, человеку, полномочия которого не прописаны в Конституции и который не имеет права всем этим заниматься единолично. Сегодня Владимир Зеленский начал избирательную кампанию по переизбранию не себя, а по переизбранию Ермака, Татарова и их клиентов».

Весьма примечательно, что из всех, кто вместе с Зеленским пришел к власти, с ним остались только Ермак (и примкнувший к нему скандальный Татаров), Кирилл Тимошенко и братья Шефиры. «Эксами», причем во многом благодаря Ермаку стали Разумков, Гончарук, Рябошапка, Данилюк, прочие. Все они либо растворились и перепрофилировались, либо стали врагами власти. И если изобразить эти перемены на картинке, то можно увидеть, что вокруг Зеленского образуется пустота, которую, к большому недовольству украинского общества и западных партнеров, заполняет Ермак. Во всяком случае, пока что. А вот как будет дальше- посмотрим, потому что сложно поверить в то, что Владимир Зеленский предложит именно «зашкваренного» во всех смыслах Симоненко на должность полноправного генпрокурора, а Малюка – двинет на главу СБУ. Неужели гаранту во время войны хватит ума выступить в роли политического самоубийцы, продвигая откровенно токсичные фигуры? С тем, чтобы предметно ответить на этот вопрос, следует подождать окончательных решений, которые в условиях войны не должны уж слишком затягиваться во времени.