Экономика Национализация

Ясно, что мутно: как и почему государство «одолжило» у олигархов большие предприятия

19:59 08 ноя 2022.  2718 Читайте на: УКР РУС

Под предлогом военного положения власть нередко использует достаточно широкое окно возможностей в плане утверждения «ручных» решений. Одно из таких, касающееся временной национализации нескольких крупных предприятий было принято на днях. Речь идет о заводах, которые непосредственно связаны с одиозными олигархами такими, как Коломойский, Жеваго и обвиняемый в госизмене Богуслаев. С какой целью Банковая пошла на такой шаг и почему он воспринимается достаточно неоднозначно, разбиралась Lenta.UA.

В собственность государства отчуждены активы «стратегически важных» предприятий. Речь идет о «Мотор Сич», «Запорожтрансформаторе», «АвтоКрАЗе», «Укрнафте», «Укртатнафте». Об этом в понедельник, седьмого ноября сообщил секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Алексей Данилов. «Изъятые активы приобрели статус военного имущества, их управление передано Министерству обороны Украины, - сказал он. - По завершении действия военного положения, согласно требованиям закона, указанные активы могут быть возвращены собственникам, или будет возмещена их стоимость. Для обеспечения потребностей страны в условиях военного положения мы имеем право принимать такие решения».

Коротко по предприятиям. «Укрнафта» – крупнейшая нефтедобывающая компания нашей с вами страны. До сих пор 42% акций предприятия принадлежали компаниям небезызвестного персонажа Игоря Коломойского. В тоже время государству в лице «Нафтогаза» принадлежали 50% плюс 1 акция.

«Укртатнафта» – нефтеперерабатывающая компания, один из крупнейших производителей нефтепродуктов в Украине. Упомянутый выше Коломойский и его партнер Геннадий Боголюбов до сих пор контролировали около 60% акции компании, остальные принадлежали НАКу. Ключевым активом «Укртатнафты» является Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который в мае вывели из строя российские ракетные «приветы».

Компания «АвтоКрАЗ» входит в группу «Финансы и кредит» опального бизнесмена и экс-нардепа Константина Жеваго. Предприятие занимается изготовлением большегрузных автомобилей. «Запорожтрансформатор» - завод-банкрот, производящее – правда, в последние годы с большими проблемами – трансформаторное и реакторное оборудование. Его владельцем является опальный экс-россиянин Константин Григоришин, который нынче живет в США. 

Ну, и, наконец, «Мотор Сич» – одна из ведущих в мире корпораций по разработке, производству, ремонту и сервисному обслуживанию авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок. До недавнего времени принадлежала Вячеславу Богуслаеву, который в 2017 году продал 56% акций компании китайскому холдингу Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. Из-за нарушений, в частности, по соблюдению антимонопольного законодательства, операции с акциями «Мотор Сичи» были заблокированы, а впоследствии – арестованы. Самого же Богуслаева в октябре, напомним, задержали отечественные правоохранители, обвинив в государственной измене. Судя из опубликованного решения Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, оно принималось на основе закона, принятого еще в 2012 году, «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения». Данное решение утвердили на Ставке верховного главнокомандующего (то есть, президента Зеленского) еще в воскресенье.

Есть сомнения, что решение Ставки диктовалось исключительно военными соображениями. Поэтому можно предположить, что на вышеуказанных компаниях была отработана определенная схема по отчуждению любых активов без каких-либо судебных процедур, а под ширмой военного положения.

Тенденция, скажем мягко, весьма тревожная, при том, что собственники предприятий «зашкваренные» во всех смыслах… Но «фишка» в том, что по такому же принципу в будущем могут национализировать любое другое предприятие, которое будет объявлено важным для «нужд обороны страны».

«Это практически революционное решение. Я в прошлом году отмечал, что настоящая деолигархизация начнется после того, как государство вернет контроль над «Укрнафтой». Безусловно, в этом решении в первую очередь работает логика войны и интересов государства, и это сделано на основании норм военного положения. Но параллельно здесь работает и логика деолигархизации. Забрали активы у потенциальных претендентов на попадание в реестр олигархов. В этом контексте также обратите внимание, что по всем указанным компаниям есть либо юридические проблемы и конфликты, либо финансовые (состояние банкротства). Поэтому дальнейшая судьба активов этих компаний в послевоенное время в каждом конкретном случае будет решаться отдельно. А сегодня нужно обеспечить эффективный менеджмент этих предприятий, чтобы они максимально заработали на оборонные интересы нашего государства», - отмечает политолог Владимир Фесенко.

В свою очередь, заместитель Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий подчеркивает: «Государство среди других стратегических предприятий в сомнительной с точки зрения нацбезопасности собственности национализировало АвтоКрАЗ – завод Константина Жеваго, который уже 6 лет, после аферы с банком «Финансы и Кредит», скрывается в Монако (но готовят экстрадицию). Тот АвтоКрАЗ, который еще в 2013-м должен по оборонному заказу поставлять армии грузовики – и ВСУ до сих пор не получили ни одного. Юридически это выглядит как решение Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку о «принудительном отчуждении в собственность государства акций предприятий». В перечень стратегически важных предприятий, контроль над которыми в военное время должно восстановить государство, вошли также «Укрнефть», «Укртатнафта», «Мотор Сич», «АвтоКрАЗ» и «Запорожтрансформатор». Как видите, это действительно те производства, от которых сегодня зависит выживание Украины и нас с вами – несмотря на обстрелы энергетической инфраструктуры, несмотря на дефицит горючего, с огромной потребностью фронта в технике (Мотор Сич и АвтоКрАЗ). Ставить наши жизни в зависимости от явно нелояльных к Украине олигархов, причем при наличии у них миллиардных долгов и сомнительных сделок (с соответствующим судебным сопровождением «сомнительных», а не просто так) – явно не то, что должно было допускать государство. Так что решение более чем обоснованное и справедливое – несмотря на попытки изобразить это пролетарщиной и продразвёрсткой».

Объективности ради следует отметить, что далеко не вся экспертная среда однозначна в своих выводах касательно данной истории. К примеру, политолог Виталий Кулик задается вполне логичным вопросом: «А это действительно реприватизация или перераспределение собственности, сброс государству неликвидных активов?». Эксперт говорит, что предметно ответить на данный вопрос сможет как минимум через несколько недель.

А вот экономический журналист Сергей Лямец, что называется по горячим следам делает определенные выводы. «Знающие люди говорят, что Коломойский просто не хочет тянуть расходную часть во время войны. Потому что проблемы очень большие на «Укрнафте», что на «Укртатнафте». Итак, пусть потянет государство, а там решим. По-моему, очень правильная версия. Давайте в студию состав наблюдательных советов! Это раз. И состав правления всех этих компаний – это два. Потому что забрать акции – это одна вещь, а сменить менеджмент – другая. Как говорят в Одессе, карты на стол! Почему-то это очень напоминает некий схематоз… В пользу государства изъяты не имущественные комплексы, а акции. То есть государство может получить акции, но не получить имущество. И еще. Даже если имущество. Насколько я знаю, «Укртатнафта» уничтожена из-за попадания российских ракет. Зачем, спрашивается, Минобороны хочет взять эту кучу железок? Где перерабатывать нефть, поступающую из «Укрнефти»? Что касается «КрАЗа» - Жеваго уже столько раз опрокидывал имущество с одной прокладки на другую, что возникает вопрос: а что именно получит государство? Ну, и как именно оценили эти пять предприятий – неизвестно. Не удивлюсь, если господину Коломойскому, в частности, из бюджета опрокинут значительную сумму денег, а господам Богуслаеву или Жеваго ничего не дадут. Возможен также другой вариант – всю схему сделали так, чтобы отобрать по беспределу. Но тогда – ситуация очень плохая. Потому что Владимир Зеленский продолжает ловить ругательства и создавать проблемы для будущих поколений. Если окажется, что это схематоз, кто будет строить бизнес в Украине? Если завтра к тебе придут ребята из Офиса? Скажут, что по закону военного времени нужно забрать у тебя компанию. Если даже у Жеваго с его возможностями могут отобрать – то у мелкого фермера или владельца магазина тем более. Здесь уже возникает вопрос уважения к закону».

Эхом пресловутого «совка» называет решение Ставки по «олигархическим» предприятиям экономический эксперт Сергей Фурса: «Военный коммунизм на фондовом рынке... Государство Украина снова сделало «подарок» инвесторам. Внезапно, под прикрытием военного положения, Украина просто взяла и забрала все акции, которые есть в обращении, «Мотор Сичи» и «Укрнафты». Просто вы думали, что у вас что-то есть. А потом раз, одним прекрасным утром, у вас этого нет. Просто потому что так вам и надо, буржую. Военный коммунизм лучший способ создать инвестиционный климат в стране. Приходите инвесторы.

Пока что не ясно, будут ли что-то компенсировать предыдущим собственникам. Да, конечно поначалу приятно, что судя по всему у Коломойского забрали 42% акций «Укрнафты». Долго долго не могли придумать, что с ним сделать, как с ним развестись, а тут вдруг взяли и забрали. Со всей своей пролетарской ненавистью. Но вот беда. Что делать со святым правом частной собственности? Даже если эта частная собственность олигарха. И дело тут даже не в Коломойском и прочих. Дело в том, что акционерами «Укрнафты», да и «Мотор Сичи», были не только олигархи и коллаборанты. Там было множество маленьких украинских инвесторов. И даже были иностранные инвесторы. И вот им в один прекрасный день сказали «было ваше, стало наше». И добавили «а вообще мы тут собираемся развивать фондовый рынок, вы же в курсе? Скоро будем делать IPO. Приходите, пожалуйста. Инвестируйте в Украину. Мы еще и пенсионную систему хотим развивать, инвестиционную составляющую…». Как вы думаете, что скажут инвесторы, у которых тупо забрали их собственность? Придут ли они снова инвестировать. Или решат, что Украина – это та же Венесуэла только в профиль?».

«И еще вопрос – а зачем? История с «Мотор Сичью» – это отдельная история. Но и там была логика только забрать акции у Богуслаева, а не трогать простых украинцев, у которых есть в собственности акции. Но вот зачем забирать акции «Укрнафты» в тот момент, когда у государства и так там большинство. Больше 50%. И если уже решили, что это крайне важно контролировать «Укрнафту» в связи с энергетической безопасностью страны, то что мешает управлять компанией, особенно в условиях военного времени, когда можно просто завести свой менеджмент. Самое важное – принцип. Частная собственность в успешных странах – это святое. Это краеугольный камень. Святое и все. А если вы идете по пути беспредела, то получается только бедная страна. Без инвестиционного климата. И без инвестиций», - резюмирует Сергей Фурса.

В своем вчерашнем традиционном видеообращении президент Владимир Зеленский, среди прочего, отметил, что подобные решения в части временно-принудительной передачи в госсобственность тех или иных предприятий не исключены и в будущем.

С учетом совершенно очевидной неоднозначности подобного рода шагов, искренне хочется верить в то, что на Банковой просчитывают всевозможные угрозы, исключающие из-за подобных «фокусов» риски падения критически важной для нас международной военно-финансовой поддержки. В противном случае — это в прямом и переносном смысле игра с огнем.

Новости