Политика Власть

Шоу одного героя: почему «дело Порошенко» превращается в цирковое представление

15:27 02 июл 2020.  3955 Читайте на: УКР РУС

История, как известно, повторяется дважды: один раз в виде трагедии, второй – в формате фарса. Четко в этой парадигме развиваются события с судебными слушаниями, где в роли обвиняемого выступает бывший президент, а ныне нардеп Петр Порошенко.

Меру пресечения Петру Порошенко по делу, касающемуся обвинений в превышении экс-гарантом полномочий при назначении первого заместителя главы Службы внешней разведки Сергея Семочко в 2018 году, должны были избрать еще 18 июня. В этот день, предварительно выслушав стороны защиты и обвинения, председательствующий на заседании судья Сергей Вовк, перенес слушания на две недели, аргументируя, что у Порошенко умер отец. При этом, защита экс-президента настаивала на продолжении заседания, отмечая, что похороны состоятся на следующий день и их подзащитный в любом случае не пропустит столь важное для него траурное мероприятие. Но Фемида в лице Вовка осталась непреклонной: судья закрыл заседание и молча покинул зал. И если перипетии в этот день действительно были омрачены персональной трагедией Петра Порошенко — смертью отца, то происходящее в зале и под стенами Печерского райсуда столицы 1 июля напоминало все, что угодно, но только не судебный процесс в цивилизованном демократическом государстве…

За несколько часов до старта судебных слушаний в Государственном бюро расследований (ГБР), созданном, к слову, при президентстве Порошенко, состоялся допрос бывшего главы государства по упомянутому выше «делу Семочко».

Выйдя из здания ГБР, Порошенко никак следственные действия, которые проводились внутри, не прокомментировал. А вот начальник отдела Главного следственного управления ГБР Вадим Приймачок рассказал, что vip-подозреваемый отказался от дачи каких-либо показаний. «Никаких показаний… Также ему вручались повестки на допрос на другие даты, но он в присутствии понятых отказался их получать», - сказал Приймачок. То есть, получается, что Петр Алексеевич пришел в ГБР просто, чтобы прийти, не совершая при этом абсолютно никаких действий.

А тем временем, под зданием Государственного бюро расследований лидера «Евросолидарности» ждала толпа из нескольких сотен его сторонников во главе с новоиспеченным предводителем штаба партии Александром Турчиновым. Именно он и координировал действия группы поддержки экс-президента. Призвав симпатиков экс-президента сформировать колонну, Турчинов повел людей на улицу Владимирскую, 15 – к Печерскому суду, где должно было стартовать заседание по избранию меры пресечения бывшему хозяину Банковой. Петр Порошенко возглавил колонну, параллельно с которой двигался его кортеж…

Аккурат после старта судебного заседания, защитники экс-президента объявили отвод группе прокуроров по делу, а также потребовали вызов в суд генерального прокурора Ирины Венедиктовой, «так как именно она согласовала подозрение». Сам Порошенко заявил, что Венедиктова понимает абсурдность открытых против него дел, однако боится в открытую об этом говорить, поскольку помнит судьбу своего предшественника. Экс-президент в этом контексте сказал, что Рябошапку уволили из-за того, что он назвал возбужденные производства юридическим трешем. В этом ходатайстве суд отказал стороне защиты — прокуроров не отвели, Венедиктову на допрос не вызвали.

Надо сказать, что в ходе вчерашнего судебного заседания Петр Порошенко «зажигал» по полной программе. Он взял с собой книгу «Судебные речи и статьи советских обвинителей» Вышинского и зачитал одну из реплик прокурора СССР 30-х годов: «Царицей доказательств – есть чистосердечное признание». После этого экс-гарант заявил, что его приказы привели к освобождению значительной части Донбасса и госизмену ему можно было вменять, если бы он этого не сделал.

Отметим, что госизмена в контексте «дела Семочко» звучит вот почему. Как утверждает следствие, в 2018 году Петр Порошенко незаконно издал указ о назначении на должность первого заместителя главы Службы внешней разведки Сергея Семочко. О незаконности этого указа знал тогдашний глава СВР Егор Божок, поскольку было нарушено сразу несколько процедур, которые предусматривает закон. В то время первым заместителем Божка был Андрей Алексеенко, и закон не предусматривал, что таких должностей может быть две. При этом процедура назначения нового зама должна была быть следующей. Глава Службы внешней разведки Украины должен был подать представление на увольнение старого зама и назначение нового. Согласовать ее должны были в СНБО. Однако этого сделано не было. И Божко, зная о незаконности указа, представил нового зама коллективу и тот приступил к обязанностям. В итоге Семочко проработал в Службе внешней разведки с августа 2018 по апрель 19 года.

Главная претензия прокуроров состоит в том, что незаконно назначенный Семочко получил доступ к документам, содержащим гостайну, то есть, президент Порошенко, зная о грубых процедурных нарушениях, сознательно совершил госизмену. Такова, собственно, фабула дела, которую прокуроры впервые публично озвучили только вчера — спустя месяц после вручения подозрения о совершении преступления Петру Порошенко, который в ходе заседания суда 1 июля вел себя более чем вызывающе. «Отпустите прокурора в туалет, потому что он обосрался», - с издевкой сказал бывший глава государства и спустя несколько секунд добавил «обосрался, с*ка».

Выглядело это абсурдно и не красило бывшего главу государства, который не только позволял себе шутки ниже плинтуса, но и очень часто с места перебивал прокуроров. Он просил дать прокурорам воды, поскольку у них якобы повысилось давление… То есть, Петр Порошенко фактически открыто плевал в лицо системе, которую сам же и выстраивал на протяжении пяти лет президентства. Система, кстати, по отношению к нему проявляла лояльность. Если на стадии передачи «дела Семочко» в суд обвинение говорило, что будет ходатайствовать о помещении Порошенко в СИЗО, то вчера прокуроры просили Фемиду отпустить его под личное обязательство на время расследования – до 10 июля. То есть, «личное обязательство» действовало бы для экс-президента всего девять дней. Однако судье Вовку и этот срок, очевидно, показался слишком длинным, и он, так и не приняв решения о мере пресечения Порошенко, перенес слушания на 8 июля.

Следует отметить, что Петр Порошенко из любой ситуации, которая складывается в суде, пытается выжать максимум пиар-баллов. Когда прокуроры попросили суд о «личном обязательстве», экс-президент сразу же на камеры сказал, что эта мера предусматривает сдачу загранспаспорта и, таким образом, власть хочет лишить его связи с внешним миром, тогда как именно в июле у него якобы насыщенный график иностранных визитов. О каких вояжах, в условиях жестко контролируемого из-за коронавируса воздушного пространства, шла речь, не уточняется. Да и зачем... Порошенко хайпует по полной программе и такая тактика, похоже, более чем устраивает его сторонников.

«На Банковую сегодня не пойдем, над ними и так уже смеется вся страна, вся Европа, что они хотят избирать меру пресечения на несколько дней», - сказал Порошенко, выйдя вчера из здания Печерского райсуда.

«Какие вы классные и какие мы вместе сильные!», - обратился к своей группе поддержки бывший гарант и посоветовал не названным персонально оппонентам, либо вместе строить страну, либо покупать билет в Ростов.

Среди массовки, к слову, оказалось, немало депутатов местных советов от «Евросолидарности». Их цель – очевидна: на предстоящих выборах выбить себе места в списках партии Порошенко. Ведь несмотря на огромный антирейтинг, у ЕС – неплохие шансы провести свои фракции в большинстве центральных и западных регионов страны.

К слову, о социологии: буквально на днях Киевский международный институт социологии (КМИС) обнародовал данные свежих социсследований, согласно которым 51% украинцев считают расследования дел против Порошенко «борьбой за справедливость». Впрочем, нынешняя власть не способна даже имитировать эту борьбу так, чтобы процесс выглядел более-менее правдоподобно… 

Наталия Ромашова