Культура Знаменитости

24 июля 1802 года родился знаменитый романист и «литературный плантатор» Александр Дюма

08:15 24 июл 2020.  858 Читайте на: УКР РУС

Сейчас это имя всё чаще вспоминают в связи с использованием им анонимного труда наемных коллег.

Перечислять литературные заслуги Александра Дюма-отца (обычно его именуют так в связи с тем, что его сын, тоже Александр, пошел по стопам отца и стал писателем) нет смысла. Те, кто зачитывался в детстве «Графом Монте-Кристо», «Тремя мушкетерами» и их продолжениями, «Королевой Марго» и другими знаменитыми романы, имеют о них собственное мнение. Тем же, кто Дюма в детстве не читал, восполнять пропущенное, возможно, уже поздно. Но в любом случае, как минимум, два романа Дюма «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера» войдут в любую антологию мировой приключенческой литературы до тех пор, пока эта литература будет существовать. Вот только – «Три мушкетера» Дюма или Дюма и его анонимного в то время соавтора Огюста Маке?

Огюст Маке. Фото: Retronews

В последние десятилетия в связи с созданием во всем мире целых «литературных цехов», где на одного автора, чья фамилия стала брендом, легально или нелегально работают его анонимные коллеги, интерес к «проблеме Маке» весьма усилился. Напомним вкратце, в чем тут дело. Молодой автор Маке писал исторические пьесы и романы, которые не хотели ставить и печатать – и тогда коллеги по писательскому делу предложили ему обратиться к Дюма.

Маститый писатель переделал его произведения – и случилось чудо: их с радостью приняли в театре и издательствах. Причем, если верить историкам, надо отдать должное Дюма – он собирался подписать новый роман, написанный совместно с Маке, двумя фамилиями, но тут воспротивился издатель, который посчитал, что он в этом случае будет хуже продаваться.

Совместная работа так дальше и продолжалась – романы подписывал Дюма, а Маке получал свою долю в денежном выражении (какую, неизвестно), до тех пор, пока соавторы почему-то не рассорились, и Маке заявил, что он является, например, не просто соавтором «Трех мушкетеров», а инициатором их создания и автором сюжета. Он судился с Дюма трижды, но все три процесса проиграл.

Одно из первых изданий «Трех мушкетеров» - и никаких следов Маке. Фото: Catawiki

Обычно по этому поводу приводятся суждение других писателей – мол, самостоятельные тексты Маке не выдерживают сравнения с текстами Дюма, но это суждение точно так же не выдерживает никакой критики. У разных писателей разные сильные стороны – и, например, если предположить, что сильной стороной Маке были разработка сюжетов и характеров, а в литературном их изложении он был слаб, это ничуть не преуменьшает законность его претензий на соавторство.

Менее известны другие соавторы Дюма, например, Поль Мёрис, которые, впрочем, были вполне довольны жизнью – ведь без правок и фамилии знаменитого писателя их тексты вряд ли пробились бы к публике. Правда, уже в 1845-м году во Франции вышел памфлет, в котором соавторов Дюма называли «литературными…» а дальше шло слово, которое сегодня употреблять нельзя. И доказательством этому сегодня служит фантастическое количество текстов, подписанных Дюма, которое он просто физически не мог написать.

Однако и выражение «литературный плантатор», которое мы употребили в заголовке – не более, чем образ. Ведь в отличие от настоящих хлопковых плантаций юга США того времени анонимные соавторы Дюма работали на него добровольно и получали за это денежное вознаграждение.  

Заставочное фото: Twitter

       

Новости