Политика Власть

Деградация протестов и десакрализация власти: какие выводы следуют после акции на Банковой

19:45 22 мар 2021.  3720 Читайте на: УКР РУС

Тема недавнего протеста сторонников осужденного одесского активиста Сергея Стерненко, в ходе которогобыло изувечено здание президентского Офиса, остается одной из самых обсуждаемых в СМИ и соцсетях. Одни считают акцию вандализмом, другие убеждены: без ярких перформансов и звукошумовых эффектов, достучаться к обитателям высоких влатных кабинетов априори нереально. Какие выводы следует сделать всем сторонам конфликта, разбиралась Lenta.UA.

Еще за несколько дней до проведения протестной акции на Банковой, многие активисты анонсировали ее в сосцетях под тематическим слоганом: «Не слышишь? Увидишь». Адресатом данного месседжа являлся президент Зеленский, как олицетворение власти в целом. И как бы алогично это не звучало в правовом государстве, но в том числе и судебной, претензии к которой скопились у протестующих.

Очевидно, то уже на подготовительном этапе, в соответствующих структурах должны были, как минимум, задаться вопросом: «А что же хотят показать обитателям главного здания на Банковой соратники осужденного активиста?». Однако одна из ключевых функций силовой вертикали – превентивная – дала сбой. Более того, не сыграв на опережение, правоохранители стали лишь молчаливыми свидетелями глумления над символами государственной власти. Так почему же силовики безмолствовали, а протестующие прибегли к агрессивным действиям?

Субботняя акция в поддержку Сергея Стерненко была приурочена к его 26-му дню рождения, который активист, ожидая аппеляцию, встретил в СИЗО. Сторонники Стерненко, которых под стенами ОП собралось около тысячи, требовали его освобождения, а также выступали за немедленную отставку главы МВД Арсена Авакова и генпрокурора Ирины Венедиктовой.

Напомним, 23 февраля Приморский суд Одессы признал Сергея Стерненко виновным в «похищении человека с целью  завладения 300 гривнями» и приговорил его к 7 годам и 3 месяцам лишения свободы с конфискацией половины имущества. Дело базировалось в основном на показаниях похищенного - местного пророссийского политика Сергея Щербича. Защита Стерненко считает, что подпись Щербича в уголовном производстве подделали.

В ходе акции участники забросали полицию файерами, обрисовали стены здания ОП, выбили окна и двери, а также пытались поджечь табличку с надписью «Президент Украины». Визуальная картинка вышла еще та…

Кстати, в Офисе президента, который во всей своей разукрашенной «красе» стал топ-местом для селфи, предельно оперативно подсчитали, что налогоплательщикам придется заплатить около 2 миллионов гривен с тем, чтобы привести в порядок точку рабочей дислокации лидера нации. Кто и как проводил аудит – в ОП не сообщают, однако в соцсетях, со ссылкой на прейскуранты клининговых агенств, пишут, что «потолок» данных работ – 80 тыс грн, не более. С оперативностью, с которой на Банковой подсчитали цену протестных «фокусов», откровенно диссонирует молчание представителей власти.

Инцидент на Банковой прокомментировал только советник главы ОП Михаил Подоляк, который виновником всего произошедшего считает экс-президента Порошенко. «На мой взгляд, все слишком очевидно. Все белее белого. Или чернее черного. Как хотите. Сначала «заявка на проведение акции» от формальных и неформальных организаторов, среди которых особое место заняли «Рух опору капітуляції», «Вільні люди», «Демсокира», «Справа громад» и несколько партнерских организаций поменьше. Все они и так или иначе связаны с реваншистской жаждой Порошенко и с его материально-ресурсным обеспечением. Именно их паблики наравне, разумеется, с «профессиональными» телеканалами опять же Порошенко крайне истерически требовали «идти на акцию». Суть которой в итоге и свелась к банальному разгрому стен и окон», - отмечает советник Ермака, по убеждению которого «субботнее уродство организованно именно Порошенко». 

«Буквально сразу, когда этот ужас вызвал шок у общества, все ключевое лом/ботье Порошенко истерически проорало «нет-нет, это не мы». Подобная синхронность в сжатое время – прямое доказательство того, что заказчик испугался и потребовал отмежеваться. Порошенко всегда впадает в панику, когда надо отвечать за уродство и быстро прячется в трусливые кусты. Но и это еще не все. Спустя пару часов после синхронного ухода в отказ в исполнении ломов, начинается вторая волна порохоистерик - «это была провокация, чтобы нас дискредитировать». То есть, толпа порошенковских организаторов собрала небольшую группу людей, совместно устроила беспредел, а потом... «это какой-то дядя устроил провокацию». Классика ведь. Вот почему я постоянно предлагаю помнить о чрезвычайно гнилом нутре Порошенко», - резюмирует Подоляк.

В лагере сторонников ПАП пытаются максимально откреститься от «художеств» на стенах ОП: мол, не их это стиль – крушить и рушить все вокруг. А вот известный журналист Юлия Мостовая, комментируя скандальную протестную акцию, отмечает: «Дикарская десакрализация, плоды которой мы увидели, началась с «первой реформы», когда оказалось, что в ОП можно ходить в шортах и сандалиях, а премьеру в Кабмин на самокате. А полиция? Наблюдать за изнасилованием или убийством, не вмешиваться и потом обещать отловить виновных по фото с камер слежения? Это все?».

Это не все, - утверждают в ведомстве Авакова, где тактику бездействия правоохранителей в ходе субботней акции считают правильной.

«План провокаторов по совершению кровопролития в центре Киева был сорван! То, что творилось у Офиса президента – это был не мирный митинг, а вакханалия грубого, заказного насилия. Заказчики провокации на улице Банковой мечтали о том, что в ответ на избиение стекла, на раскрашивание стен оскорбительными надписями, выйдут сотни полициейских и начнут с применением силы задерживать провокаторов. Но разумные действия руководства полиции помешали планам провокаторов. Разбитое стекло, таблички на здании ОП будут заменены на новые. Оскорбительные, матерные надписи будут смыты, а лица, нарушившие закон и портившие государственное имущество, будут привлечены к ответственности. Поверьте, не было никаких проблем оцепить здание ОП сотням правоохранителей, которые ждали рядом, и не позволить повредить стены, окна и таблички. Но тогда бы заказчики провокации достигли своей цели – кровопролития под объективами видеокамер с последующими призывами к свержению законно избранной власти. Все будет хорошо! Жаль только, что сегодня будет радоваться и потешаться с наших «горе патриотов» российская пропаганда - Киселев, Соловьев и другие отбросы», - отмечает замглавы МВД Антон Геращенко.

На данный момент, по словам Геращенко, задержан лишь один из участников субботней акции, 26-летний уроженец Винницкой области, который бил стекла на входных дверях ОП. В полиции говорят, что задержанный, против которого возбуждено дело по статье «Хулиганство» (предусматривает до семи лет заключения), ранее уже привлекался к уголовной ответственности за «незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами». В то же время блогер и ветеран АТО Лера Бурлакова пишет, что задержанный Влад Сордо на пути к разбитию «того несчастного стекла, прошел Майдан и Иловайск, где получил очень серьезную травму спины».

«Количество автозаков, полиции и Нацгвардии на этой акции была в два раза большей, чем на предыдущей, но полиция не мешала «творчеству» на стенах ОП и поджогам двери. Почему? Арсен Аваков в очередной раз показал, что улица – стихия, от которой Зеленского может защитить только он. Кроме того, после «художеств» на стенах ОП движение в защиту Стерненко потеряло часть лояльных активистов, поскольку стало очевидно, что протест по своей сути деструктивный. Не только этот конкретный протест под ОП, а вообще любой протест против власти. Следствием этого может стать включение режима «чрезвычайного государства» - гибрида недодиктатуры и недодемократии. А в целом? Сегодня имеем мутных «героев» и ложные цели», - отмечает руководитель Центра проблем гражданского общества Виталий Кулик.

Более жесткие формулировки использует политолог Александр Кочетков: «Двадцать лет назад администрацию тогда президента Кучмы тоже штурмовали. Цель была захватить (а не обгадить!) здание, чтобы не допускать Кучму на рабочее место и таким образом вынудить провести объективное расследование убийства Георгия Гонгадзе. Милиция протестующих к зданию не пропустила, были стычки и пострадавшие. Речь тогда шла об обвинении персонально президента в уголовном преступлении против известного всей стране журналиста. А не поддержке, мягко говоря, сомнительного персонажа, получившего уголовный приговор. О многотысячном протесте с конкретной целью, а не скудоумном убожестве, которое за протест выдают. Но все равно тогда украинское общество не поддержало такого насилия. И это всем известный факт. Поэтому вытворять то, что произошло в субботу под Офисом президента Зеленского, способны только отъявленные идиоты либо откровенные провокаторы. Которые, вольно или невольно, оплевывают и унижают остатки нашей государственности».

По убеждению эксперта, Владимир Зеленский «обязан срочно инициировать расследование, чтобы установить организаторов и — главное! — финансистов позорного шоу под ОП и затем пресечь их — по закону, но показательно жестко, кто бы это ни оказался».

В противном случае, подчеркивает Кочетков, действующему хозяину Банковой придется думать не о втором сроке, а о том, «как первый хоть как-то додрейфовать». «А мы рискуем, что он станет последним президентом Украины. Не в том смысле, что этот пост упразднят, а в том, что привычной страны уже не останется. Потому что заказное провокационное варварство, не получающее отпора, распространяется быстрее коронавируса и с худшими последствиями», - резюмирует политолог.

В целом, в экспертной среде доминирующим является мнение, что если и впредь власть будет сознательно игнорировать монополию на применение силы, она неизбежно сольется с толпой а, дальше, и это аксиома, прямой путь к анархии при полном разрушении фундамента государственного устройства.

«Сегодня они рисуют свастику и маты на двери в Офис гаранта, а завтра зайдут толпой к нему в кабинет и заставят сыграть одним местом на рояле», - иронизируют в соцсетях.

Но все ли так однозначно?  В сложившейся ситуации Зе-власть находилась в положении цуцванга, когда любой ход лишь ухудшал бы положение. Силовой разгон протестующих позволил бы оппозиции в лице того же Порошенко обвинить Зеленского в диктатуре, а бездействие – формирует в обществе ощущение фиаско власти, когда та самая власть лежит в глубоком нокауте.

Представители пропрезидентской «Слуги народа», в связи с событиями на Банковой, созывают внеочередное заседание Верховной Рады с тем, чтобы «поставить конкретные задачи конкретным министрам».

Известный журналист Юрий Бутусов в этой связи отмечает: «А почему же 240 «слуг» вместо внеочередной сессии из-за хулиганов ни разу не провели внеочередную сессию по судебной реформе? Или почему 240 представителей СН не пришли в субботу вечером под Офис и не пообщались с протестующими? Почему никто из самого ОП не вышел к людям и не посмел ответить ни на один вопрос? Или у нас кроме полиции другой власти нет? Если цель депутатов только осудить тех, кто критикует власть и портит ее стены, значит внутри этих стен ничего не поменяется. А это значит, что акции будут проходить снова. Возможно, еще более некрасивые и еще более грубые».

Очевидно, что еще пару таких «спектаклей и Зе-команда достигнет «точки невозврата», полностью обнулив себя как символ власти. Это, во-первых. Во-вторых, на Банковой сейчас должны 24/7 думать, каким образом минимизировать репутационные потери вне пределов страны. Как, спрашивается, Владимир Зеленский теперь сможет убедить европейских партнеров по Нормандскому и прочих переговорных форматах в том, что контролирует ситуацию в стране, если под его же окнами происходит настоящий беспредел?

Наталия Ромашова