Политика Власть

Ориентация – Запад: о чем сказал и умолчал в интервью New York Times президент Зеленский

16:18 21 дек 2020.  5650 Читайте на: УКР РУС

В преддверие инаугурации избранного президента США Джо Байдена Владимир Зеленский пообщался с американскими журналистами и рассказал об ожиданиях официального Киева от новой команды Белого дома.

В минувший уикенд на официальном сайте президента Владимира Зеленского было обнародовано его интервью влиятельному американскому изданию The New York Times (NYT). При этом, следует отметить, что непосредственно в NYT вышел авторский материал с частыми вкраплениями цитат главы украинского государства, тогда как на Банковой дали полную расшифровку разговора в формате вопрос-ответ.

Материал журналиста Эндрю Крамера, который, к слову, в 2017 году поделился с коллегами из Times Пулитцеровской премией за серию расследований о скрытых проекциях российских властей, называется так: «После ухода Трампа президент Украины надеется на перезагрузку с США». Действительно, сотрудничеству с новой администрацией Белого дома посвящена львиная доля разговора Владимира Зеленского с представителем американского СМИ. Если вынести за скобки дипломатические комплиментарности, «Зе» сказал весьма и весьма важную вещь, которая, вероятнее всего, станет определяющим вектором во внешней политике Киева уже в ближайшее время.

В частности, Зеленский подчеркнул, что видит Соединенные Штаты активным и непосредственным участником «Нормандской четверки»: «Я считаю, что существенно усилить наши переговоры в нормандском формате мог бы президент Байден, потому, что он хорошо понимает вопрос Украины и России. Однако сегодня говорить просто о финале войны уже мало. А что делать потом? Нам нужна реинтеграция Донбасса. А чтобы реинтегрировать Донбасс, нужны сильные компании, сильные технологии, безопасность и деньги. И здесь, я считаю, мы не справимся сами — нам нужна помощь, в том числе США». Говоря о Минских соглашениях, а, точнее, вероятности их закрепления на уровне Основного закона, украинский президент, подчеркнул: «Менять Конституцию в том направлении, о котором мы иногда слышим в медиапространстве от Российской Федерации, - здесь они знают мою позицию, я говорил Путину прямо, что я не согласен.  Но мы хотим, чтобы на местах у людей было больше полномочий, больше выбора, чтобы они распоряжались деньгами... Это- децентрализация и мы двигаемся по этому пути. Если захотим в данном направлении для Донбасса больше преференций, то да, такие компромиссы могут быть».

Между тем, что может стать основой вероятных компромиссов Зеленский не уточнил.

Дополнительным элементом помощи США Киеву, по убеждению нынешнего хозяина Банковой, может быть восстановление должности спецпредставителя по вопросам Украины, такого, каким в свое время был Курт Волкер. «В какой-то момент мы, к сожалению, потеряли спецпредставителя по Украине от США Курта Волкера, а он делал очень важные соединительные шаги и мог прекрасно общаться как с Украиной, так и с Российской Федерацией, зная всю информацию не понаслышке. Я считаю, что потеряна позиция, но такой спецпредставитель или такой орган должен быть», - отметил он.

Посылая в США сигналы SOS, Владимир Зеленский, между тем, особо акцентировал, что любого рода переговоры по Донбассу не могут проходить без участия украинской стороны: «Я, президент Украины, не хотел бы, чтобы в отношении мира на Донбассе и условий этого мира договаривались какие-то глобальные игроки. Для нас важно быть за этим столом переговоров, потому что без нас просто невозможно договориться». Особый акцент «Зе» сделал на Крыме, рассказав о намерении привлечь американцев к работе с недавно презентованной МИДом «крымской платформой», чтоб вновь вернуть в мировую повестку тему аннексии полуострова, годами заслоненной донбасским кейсом.

«Новый президент Джо Байден, мне кажется, знает Украину лучше, чем его предшественник. Потому что еще до своего президентства он, так сказать, имел глубокие отношения с Украиной и хорошо понимает россиян, хорошо понимает разницу между Украиной и Россией и, мне кажется, хорошо понимает ментальность украинцев» - отметил президент, прогнозируя дальнейшие отношения по линии Киев-Вашингтон. Еще один вопрос по США был об участии Украины в конфликте Байдена и Трампа - с намеком на скандальное «дело «Бурисмы», в которой работал сын избранного президента США и получал там колоссальные деньги. Как известно, Трамп всячески пытался сделать эту историю своим джокером в избирательной схватке с Байденом. Журналист NYT спросил, считает ли себя Украина свободной от этого конфликта, на что Зеленский ответил, мол, Киев пытались связать этой историей, затянуть в ее эпицентр, «но мы держались достойно»: «Я не считаю, что мы были в этом конфликте. Окей, нас затягивали. Но я считаю, что мы вели себя достойно, как положено независимой стране, даже несмотря на то, что она территориально и численно меньше, чем США».

В полной версии интервью, приведенной, как мы уже отметили Офисом президента, Владимир Зеленский посвятил довольно много внимания развитию инфраструктуры. Настоятельную потребность в этом он объяснил тем, что ее – инфраструктуры – ранее фактически «не было». «Точнее, она была, но за нее было очень стыдно, поскольку назвать дорогами то, что было в Украине, невозможно. И поэтому нужно делать настоящую инфраструктуру – это витрина страны», - заявил гарант Конституции.

При этом, Владимир Зеленский подчеркнул, что значительную часть средств, предусмотренных на инфраструктуру, «съел» коронавирус: «Из-за пандемии много денег, которые шли на инфраструктуру, мы перенаправили на медицину, повысили заработную плату врачам. Все врачи, которые борются с ковидом, сегодня получают 300% своей заработной платы». Это – весьма странное, если не сказать не соответствующее действительности заявление, поскольку, согласно данным Счетной палаты, по меньшей мере, треть так называемого коронавирусного спецфонда была закопана в асфальт в рамках дорожной программы «Большое строительство». Да и с повышением окладов медиков тоже есть немало вопросов…

Отметив, что до его прихода на Банковую, медицинская система страны находилась в руинах, «Зе», явно выдавая желаемое за действительное, подчеркнул, что в целом с коронавирусом в Украине ситуация обстоит куда лучше, чем во многих странах Евросоюза.

Пожалуй, одним из ключевых месседжей, прозвучавших в ходе общения украинского президента с американским журналистом, является диалог об анти-Covid вакцинировании. При этом, что весьма красноречиво, именно журналист обнародовал факт, что официальный Киев и компания Pfizer остановили переговоры по закупке вакцины по причине запрета на экспорт из США, пока не будет вакцинировано американское население. «Будет ли Украина закупать российскую вакцину?», - поинтересовалось издание у Зеленского, на что тот ответил, что если США и Британия поставят Украину в конец очереди за вакциной, то это будет «геополитический удар по нашим позициям и сильнейшая информационная война со стороны Российской Федерации».

«Конечно, объяснить украинскому обществу, почему если Америка и Европа не дают тебе вакцину, ты не должен брать ее у России, - любому человеку, который умирает, объяснить это невозможно», - подчеркнул президент, тот час добавив, что брать российскую вакцину нельзя. Нельзя, правда, не потому, что она произведена в стране-агрессоре, а потому, что «не прошла всех надлежащих испытаний». Весьма интересный момент состоит в том, что Зеленский обмолвился, дескать, у западных производителей вакцин есть заводы в России и не исключил, что вакцина может прийти также и с них: «Украина будет бороться за то, чтобы наши партнеры дали нам вакцину, которая подтверждена — это американская Moderna, Pfizer и британская AstraZeneca. Мы понимаем, что некоторые из этих компаний имеют заводы по всей Европе и даже в Российской Федерации, насколько мне известно, поэтому здесь вопрос прежде всего в качестве вакцины».

Подчеркнув, что наша страна в силу субъективных и объективных причин потеряла позиции с точки зрения приоритетности стран по доступу к вакцинам, «Зе», констатировал: «Мы не входим в список стран, которые первыми получают вакцину, поэтому нам приходится быть, скажем так, акробатами в политике, чтобы умудриться каким-то образом попасть в приоритет стран. Мы должны быть очень гибкими и дипломатическими».

Гибкость и дипломатичность пришлось проявить президенту, отвечая на вопрос о том, удалось ли ему «порвать» с украинскими олигархами. Попытка Зеленского «съехать» с темы благодаря абстрактным тезисам, с треском провалилась. Журналист четко конкретизировал: «Игорь Коломойский не единожды жестко критиковал МВФ и грозил разворотом Украины в сторону России. Что вы делаете сейчас, чтобы показать, что не разделяете его взглядов?». «Знаете, я не уверен, что должен что-то показывать и доказывать, потому что показывают обычно те, кто хочет на публику продемонстрировать недостоверность своих внутренних решений. Коломойский не является президентом Украины и не имеет права говорить от ее имени», - ответил Зе.

Но на этом политико-олигархическая история не завершилась. Интервьюер, подчеркнув, что часто при голосованиях «зеленое» монобольшинство в  Раде зависит от позиций фракций Медведчука и Порошенко, поинтересовался у Зеленского не пойдет ли «Слуга народа» на официальный коалиционный союз с «Европейской солидарностью». Заверив, что законы голосуются (зачастую с помощью голосов других фракций- ред.) и «результат на табло», Владимир Зеленский отметил: «С олигархом Порошенко я не готов сотрудничать. Если в рамках депутатского корпуса кто-то предлагает какие-то хорошие инициативы, то я знаю, что все депутаты между собой сотрудничают. Все, что во благо Украины, – окей. Все, что связано с какими-то вещами, с лоббизмом или рисками для Украины, – я не готов. К сожалению, должен констатировать, что собственниками всех телевизионных групп сегодня являются олигархи. Когда эти вещи государству удастся предотвратить, тогда мы победим олигархов».

В интервью президент Украины не единожды делал особый акцент на том, что именно при нем активизировались реформы, на которых настаивал Запад, в частности, несмотря «на мощное сопротивление различных финансовых групп», запущен рынок земли и приступил к работе Антикоррупционный суд.

Владимир Зеленский надеется, что со сменой президента США будет усиленно экономическое направление сотрудничества с Украиной и американские компании увеличат свои инвестиции в Украину. В частности, и в шоу-бизнес: «Я хотел бы построить Голливуд в Украине, я считаю, что это круто. В Европе есть очень неплохие площадки – в Праге, в Венгрии. Украина, поверьте мне, богата на то, чтобы и здесь была такая площадка. Мы для этого проголосовали закон о рибейтах. Я думаю, тут место для инвестиций, рекламные и другие съемки – тоже хорошее направление. Я хотел бы также, чтобы в Украине появился Диснейленд. Очень хотел бы. Я на самом деле считаю, что наши дети заслуживают этого, а вот позволить себе лететь в Соединенные Штаты Америки или в Париж могут далеко не все».

В оппозиционном лагере беседу Владимира Зеленского с журналистом NYC жестко раскритиковала экс-вице-премьер, а ныне нардеп от «Евросолидарности» Иванна Климуш-Цинцадзе. «Меня в интервью президента Зеленского поразило три вещи. Первая. Абсолютный примитивизм преподавания мыслей. Это не язык политика, тем более, главы государства. Это просто поток сознания не слишком образованного, закомплексованного человека. Вторая. Никто на Банковой учиться и меняться не собирается. Зеленский как сел в теплую ванну сериала, так и продолжает там сидеть. И третье. Ну, не позорьтесь, измените уже этих менделей и арестовичей! К интервью надо готовиться, а потом его внимательно вычитывать. И не вешать на сайте президента текст, отличный от Нью-Йорк Таймс. С одной стороны, это странно и подозрительно. А с другой - вы же сами себе вредите. Там опубликована приличная статья с вменяемым президентом, а не подростком-инфантилом. Прекратите, наконец, этот танец на граблях, вы же представляете страну».

Если вынести за скобки иронично-критичные и откровенно субъективные выводы госпожи Климкуш-Цицнадзе, следует отметить, что определенные нестыковки в материалах, вышедших в Офисе президента и New York Times действительно имеют место. В частности, NYT пишет, что во время беседы Зеленский назвал Украину «самой большой демократией на постсоветском пространстве», тогда как ОП дает другую трактовку, подчеркивая, что журналист назвал персонально «Зе» главным демократическим лидером среди стран бывшего СССР. Ляп, конечно, недопустимый на столь высоком уровне, однако если бы только это было главной бедой Банковой, как внешнеполитического флагмана нашего государства… 

Наталия Ромашова