Политика Международная политика

Призрак «заморозки»: как избирательные перипетии в США влияют на войну в Украине

18:11 05 мар 2024.  1297 Читайте на: УКР РУС

Начиная с ноября прошлого года, отчаянно противостоящая государству-агрессору Украина не получает поддержки со стороны своего ключевого союзника – США. В понедельник, 4 марта, были озвучены приблизительные сроки, когда шлагбаум с этого крайне важного для нашей страны вопроса может быть снять. О том, как на ход войны влияет президентская избирательная кампания за океаном и во что это может вылиться в итоге, читайте в материале Lenta.UA.

Вчера в ряде ведущих американских СМИ озвучили сроки, когда Конгресс США может вернуться к рассмотрению помощи Украине. В частности, CNN сообщила, что речь может идти о конце марта или апреле – в этот период может появиться новый законопроект по помощи нашей с вами стране, поскольку недавно согласованный в Сенате документ, похоже, так и не будет проголосован в Палате представителей. По данным агентства, спикер Палаты представителей Майк Джонсон по этому поводу встретился давеча с группой республиканцев, которые разрабатывают новый двухпартийный законопроект. Однако в отличие от сенатского проекта в него планируют включить не только помощь Киеву (а также другим партнерам США), но и требования к укреплению границы с Мексикой.

Однако по информации СNN, «Джонсон еще не занял какую-либо позицию по проекту и не взял на себя обязательство проголосовать за него». На встрече он заявил своим коллегам-республиканцам, что им необходимо сначала принять бюджет США.

Этот процесс, отметим, будет завершен к середине марта. То есть примерно с этого времени и может начаться работа над новым законопроектом по Украине, а вот насколько затянется этот процесс – вопрос. Напомним, что предыдущий такой же документ в Сенате разрабатывали около двух месяцев – поскольку вопрос границы для обеих сторон стоит накануне президентских выборов крайне остро. И республиканцы, грубо говоря, требуют от Байдена полной смены курса по теме мигрантов – на что Белый дом идти не хочет, чтобы не закладывать опасную мину на свое электоральное поле. Поэтому неизвестно, сколько будут разрабатывать новый двухпартийный проект – особенно с учетом того, что республиканцы Палаты представителей, где это будет происходить, настроены более радикально, чем сенаторы. Они, как небезосновательно отмечают многие аналитики, с оглядкой смотрят на своего партсоратника – Дональда Трампа. Кстати, о нем. В понедельник, 4 марта Верховный суд США поставил точку в вопросе, может ли Дональд Трамп участвовать в выборах президента. Его вердикт однозначный – может. Таким образом, было отклонено решение судьи штата Колорадо, который исключил Трампа из республиканских праймериз, потому что он принимал участие в «мятеже или восстании». «Поскольку по Конституции за соблюдение раздела 3 Четырнадцатой поправки в отношении федеральных должностных лиц и кандидатов отвечает Конгресс, а не штаты, Верховный суд Колорадо ошибся, постановив исключить бывшего президента Трампа из списка кандидатов на президентских выборах 2024 года», - говорится в решении Верховного суда США. Напомним, по аналогии с решением Колорадо аналогичные запреты Трампу выдал ряд других штатов. Но теперь вопрос закрыт «под ключ» и Трамп сможет баллотироваться на выборах.

Очевидно, что это единогласное решение судей Верховного суда- важная победа для Трампа: теперь он может вести кампанию, не опасаясь заслонов, выставленных на его пути судами или избирательными чиновниками отдельных штатов. Как отмечает Reuters, вынеся такое решение, девять судей ВС успешно обошли несколько опасных углов. Они не стали судить, действительно ли Трамп причастен к мятежу 6 января 2021 года и не стали обсуждать, было ли вообще нападение сторонников Трампа на Капитолий мятежом- или, например, беспорядками, как те события назвал один из адвокатов Трампа. Более того, служители американской Фемиды не стали углубляться в вопрос, касается ли президентов 14-я поправка, которая запрещает баллотироваться на выборные должности участникам мятежа. Адвокаты Трампа хотели доказать, что не касается. Вместо всего этого Верховный суд сфокусировался лишь на одном вопросе: какие органы власти имеют право применять поправку об участниках мятежа. И судьи, как мы уже отметили ранее, решили, что это право имеет только Конгресс. Очевидно, что при разделенном почти ровно пополам Сенате и республиканском большинстве в Палате представителей шансы на то, что парламент США запретит Трампу баллотироваться, по сути равны нулю. При этом Верховному суду США вскоре предстоит принимать решения по не менее политизированному вопросу, касающемуся неприкосновенности Трампа в уголовных делах против него.

Сам Трамп уже высказался по этому поводу, отметив в специальном видеообращении, что Верховный суд США «теперь должен подтвердить мой иммунитет от уголовного преследования». Попутно Трамп вызвал действующего главу Белого дома Джо Байдена на «честный поединок»: «Сражайся сам. Не используй прокуроров и судей, чтобы преследовать своего противника».

Тем временем соперница Дональда Трампа на выборах кандидата в президенты США от Республиканской партии Никки Хейли одержала давеча первую, символическую победу в серии праймериз и кокусов- она собрала большинство голосов в Вашингтоне и округе Колумбия. За Хейли в столичном округе проголосовали почти 63% республиканцев, за Трампа – 33%. Хейли получит голоса всех 19 выборщиков от округа Колумбия, и у нее станет 43 выборщика. У Трампа их 247, а всего в ходе праймериз и кокусов республиканцы выбирают 2429 делегатов на съезд партии, который в июле официально объявит кандидата в президенты.

«Никки решительно отвергнута по всей Америке, но лоббисты и инсайдеры округа Колумбия, которые хотят сохранить провальный статус кво, провозгласили ее Королевой Болота», - говорится в заявлении штаба Трампа.

Отметим, что Дональд Трамп уверенно выиграл все предыдущие праймериз и кокусы, в том числе в родном штате Никки Хейли, Южной Каролине, а уже завтра, по итогам «супервторника», когда праймериз и кокусы пройдут одновременно в 15-ти штатах и на одной заморской территории, станет известно, гарантировал он себе кандидатство от республиканцев или нет. «Аналитики считают, что Никки Хейли продолжает отчаянную борьбу в основном в расчете на то, что Трампа заставят сойти с дистанции его проблемы с законом или другие обстоятельства, например, плохое здоровье», - отмечает агентство AFP.

На возможные «сюрпризы» недвусмысленно намекает и отечественный политолог Максим Яли: «Верховный суд США вынес решение в пользу Трампа. Теперь он может баллотироваться на праймериз в Колорадо. Можно уверенно говорить, что по итогам «супервторника» де-факто Трамп станет единственным кандидатом от Республиканской партии, потому что по соцопросам во всех 15 штатах он является лидером. Ники Хейли наверняка снимет свою кандидатуру с выборов. А вот дальше появляются варианты, и я бы пока еще не списывались бы Байдена со счетов. Все только начинается. И пока все идет как раз по сценарию демократов».

О том, что может предусматривать этот самый сценарий демократов рассказал политолог Виталий Бала: «Трамп хочет поскорее сосредоточиться на матче-реванше с президентом-демократом Джо Байденом, прежде чем попасть в проблемы с законом. Его первый уголовный процесс начинается 25 марта в Нью-Йорке. Дональд Трамп утверждает, что стал гораздо более популярным после того, как ему выдвинули обвинения, но многие опросы показывают, что поддержка его кандидатуры значительно и резко упадет, если бы его осудили по одному из его уголовных дел».

В общем, не исключено, что избирательную «колыбель» США ожидают более чем серьезные встряски. Впрочем, даже если таковых и не будет и Трамп по итогу станет второй раз обладателем ключей от Овального кабинета, украинцам ожидать чего-то катастрофичного не стоит, убежден политолог Александр Кочетков. «Нынешний лидер перевыборной гонки США Трамп публично заявляет, что готов заставить Украину начать мирные переговоры с Россией под угрозой прекращения поддержки. Понятно, что в таких стартовых условиях переговоры будут скрытой капитуляцией. Но бизнесмен до самых внутренностей и повеса в молодости Трамп знает, что обещать – не значит жениться. Если Трамп вернется, то будет поступать так, как подсказывает ситуация и многочисленные советники. Кстати, очень показательно недавнее заявление Байдена, который подчеркивает, что ни один президент США (то есть, включая Трампа) не будет танцевать под кремлевскую балалайку. Это прозрачный намек на институциональные предохранители, действующие в Штатах весьма эффективно. Иногда даже радикально. А если Трамп в случае потенциального избрания все же попытается выполнить свои лозунги и относительно сдачи Украины, и отказа от защиты Европы (сомневаюсь в этом, но аналитический подход обязывает рассматривать все варианты), то Белый Дом рискует столкнуться с довольно парадоксальной геополитической ситуацией. Европа на политическом уровне уже поняла, что Украина – это ее щит. И начала реанимировать свой ВПК. Поэтому, несмотря на шантаж от Трампа, ЕС может продолжить военную и финансовую поддержку Украины. Конечно, тоже поддерживая идею мирных переговоров. Но на других – не путинских, а более или менее приемлемых для Украины европейских условиях. И вот эти не капитулянтские для Украины условия может поддержать Китай. Потому что ему важно поставить на место США в их попытках быть единственной силой в мире. А также разблокировать очень прибыльный и поэтому очень интересный для Китая европейский рынок, которому мешает бессмысленная война, развязанная кремлевским дурацким вассалом Пекина. Но в любом варианте Украине жизненно нужно срочно наращивать собственные оборонные способности как самостоятельно, так и в кооперации с партнерами», - констатирует Кочетков.

О замаячившем на горизонте переговорном призраке говорит также и преподаватель Киево-Могилянской академии Валерий Пекарь: «Сценарий замораживания войны, который в прошлом году выглядел совершенно невозможным все еще выглядит неприемлемым для украинского общества и российского руководства. Но он очень нужен Америке и Европе. Он нужен европейской промышленности, чтобы нарастить оборонительные возможности. Он нужен европейским лидерам, чтобы подготовить свои общества к переменам. Он нужен Байдену, чтобы выйти на выборы миротворцем. Он нужен Трампу, чтобы критиковать Байдена за несостоятельность и выровнять провал, созданный неудачной межпартийной борьбой. Очень вероятно, что в ближайшее время нас с разных сторон будут склонять к замораживанию, замирению, перемирию и так далее. Это означает, что украинскому обществу срочно требуется открытый честный диалог по трем ключевым вопросам. Вопрос первый: приемлемо ли замораживание в условиях, когда, с одной стороны, Украине не хватает оружия, мобилизация тормозит, а с другой стороны, Россия нарушит перемирие в любой момент. Иными словами, на кого работает время- на нас или на врагов? Второй вопрос: если ответ на первый вопрос положительный, какие красные линии нельзя переступать при любых условиях? Очевидно, список красных линий включает недопустимость: любой «демилитаризации», потому что это приглашение к продолжению агрессии; отказа от европейской и евроатлантической интеграции, потому что это означает, что 10 лет прошло бесполезно; признание изменения политического статуса оккупированных территорий, потому что это нарушение Конституции. В то же время, на какие-то уступки придется идти, и нужно долго и качественно проговорить красные линии в обществе. И третий момент. Если ответ на первый вопрос отрицательный, то что мы как общество должны делать, чтобы отказ от переговоров и продолжение войны не превратились в сжигание жизней и, наконец, в поражение, а вели нас к победе. И начать этот общественный диалог следует с обсуждения того, что такое победа и поражение. Это не один бит информации, не черно-белая картинка: между победой и поражением лежит широкий спектр, включающий частичные победы и поражения, непобеды и поражения. Что означают слова, которые мы ежедневно используем? Все ли слои общества их понимают одинаково? Где граница между приемлемым и неприемлемым? Вот о чем мы должны говорить в ближайшее время».

В контексте вышеизложенного важно отметить, что в одном из недавних интервью бывший посол США в ФРГ и один из близких доверенных лиц Трампа Ричард Гренелл намекнул, что в случае прихода к власти экс-президента его посыл Кремлю будет состоять в разрыве теснейших связей с КНР и интеграцией в западный мир в обмен на снятие санкций и фактическое признание российских территориальных захватов в Украине с остановкой войны по текущей (на тот момент) линии фронта. Впрочем, реалистична ли подобная сделка – большой вопрос. Во-первых, между Западом и кремлевским диктатором существует огромная пропасть, сотканная из множественных нитей недоверия. И рвать связи с Поднебесной ради не очень понятной перспективы договоренностей с США и ЕС бункерный обитатель вряд ли решится. Во-вторых, экономически Вашингтон ничего не может дать Москве, что бы компенсировало разрыв связей с Китаем. Торговля между РФ и США еще до введения санкций имела не очень большой объем, не сопоставимый с торговлей с КНР и Европой. В общем, россияне мало что могут продавать за океан. Если снимут санкции, страна-агрессор, конечно, может восстановить торговлю с Европой, которая до путинской «спецоперации» была главным внешнеэкономическим партнером РФ. Но и тут есть, как говорится нюансы, поскольку до конца непонятно, какие вообще будут отношения ЕС и Трампа, если он вновь станет хозяином Белого дома. Не исключено, что между ними возникнет конфронтация, и по звонку из Овального кабинета европейцы не станут снимать санкции с России. А если и снимут, то восстановить прежние объемы экспорта в ЕС того же газа и нефти Россия сможет, только вытеснив из Европы американские нефть и газ, что Трампу, мягко говоря, совершенно не нужно. Понятно, что в Кремле не будут против, если Запад просто снимет санкционную петлю с российской шеи, не ставя условием разрыв с Китаем. Однако такой вариант Трампу, судя по многочисленным заявлениям его партийных соратников, категорически не подходит. Таким образом, возможности масштабной сделки между Вашингтоном и Москвой в случае прихода к власти Дональда Трампа не просматриваются. По крайней мере, по озвученным Ричардом Гренеллом параметрам. Между тем это не исключает каких-либо более точечных договоренностей, как, например, прекращение огня в Украине в качестве отправной точки для начала обсуждения более масштабных кейсов. Но в любом случае, как ни крути, очевидно, что ключевую роль будет играть ситуация к тому моменту на линии фронта, которая прямо повлияет на переговорные позиции сторон.