Политика Власть

«Слуги» на выданье: пойдет ли Зеленский на союз с оппонентами ради нового большинства

16:28 10 апр 2020.  7544 Читайте на: УКР РУС

Закон о запрете денационализировать банки рассорил президентскую фракцию, а также поднял вопрос о необходимости объединения команды Зеленского с… Петром Порошенко. Насколько возможен данный союз, разбиралась Lenta.UA.

Когда вся страна живет в чуждом и неведомом ранее затяжном карантинном режиме, центральные и региональные власти, напротив, работают в режиме нон-стоп. И крайне важную, если не сказать — ключевую функцию в общегосударственном механизме отыгрывает Верховная Рада, которая вносит точечные правки в уже действующие законодательные акты и утверждает новые законы с нуля с тем, чтобы минимизировать всевозможные социально-экономические угрозы, вызванные коронавирусом. 

Ожидалось, что парламентарии соберутся на внеочередное пленарное заседание под занавес текущей недели, однако как заявил вчера спикер Дмитрий Разумков, раньше понедельника, 13 апреля, владельцы мандатов не приступят к работе за законодательным станком. И хотя главной причиной пленарно-временной отсрочки руководство ВР называет необходимость ознакомиться с правительственными инициативами по перекраиваемому бюджету, на самом деле процесс застопорился из-за так называемого «антиколомойского» законопроекта, к которому внесено рекордные 16 тысяч с лишним правок. Принятие документа в целом, как известно, открывает дорогу к получению траншей Международного валютного фонда (МВФ), благодаря которым власть планирует максимально смягчить кризисные удары по экономике и, соответственно, социальной сфере. Если двигаться по выписанной регламентом процедуре, то рассмотрение документа может затянуться на полгода...

Понятно, что Зе-команду и других сторонников закона о банках это не устраивает, и уже сейчас в парламенте зарегистрированы законопроекты, сводящие на нет «розничное» рассмотрение правок, преимущественное большинство из которых — откровенный спам. Например, нардеп от «Слуги народа» Дмитрий Черный предлагает в одной из своих 1781 правок присвоить закону название «Антиколомойский». Так и назвать: «Закон України «Антиколомойський».  Экс-депутат Сергей Лещенко в этой связи, иронизирует: «Конечно, идея не оригинальная, но все же: самому нардепу теперь тоже можно присвоить титул - «антинародный депутат Украины».

Антон Поляков – еще один «слуга», недавно исключенный из фракции, внес к законопроекту 6033 правки. Не скрывая, что преимущественное большинство из них техничные, обещает отозвать их взамен на... пересмотр уже принятого земельного закона и перенесение введения медреформы. Словом, Зе-изгнанник прибегает к откровенному шантажу, на который вряд ли кто-то пойдет.

Казалось бы, сейчас у пропрезидентской команды в Раде есть ресурс, чтобы, во-первых, изменить процедуру рассмотрения проектов законов посредством группирования многотысячных правок в тематические пакеты, во-вторых, чтобы на выходе продемонстрировать результативное, а не холостое голосование. В данном конкретном случае у «Слуги народа» есть союзники из «Евросолидарности» и «Голоса», которые перекрывают наличный голосовой дефицит с лихвой. Однако последние голосования в Раде четко показали, что монобольшинства де-факто больше нет. Есть и другая проблема: позиция президента Владимира Зеленского тоже крайне нестабильна, и непонятно, пойдет ли он на то, чтобы вместе с ЕС и «Голосом» все-таки принять изменения в регламент. Результатом этого стало то, что в понедельник, 13 апреля, на заседании Верховной Рады вопроса о банках мы, скорее всего, не увидим…

А тем временем фракция у президента потихоньку рассыпается. В апреле ВР еще не собиралась в пленарном режиме, а вот в предыдущем месяце было принято 25 законодательных актов и только за 7 из них проголосовало 226 и более нардепов от «Слуги Народа». Таким образом, СН провалила голосование 70% парламентских решений. Очевидно, что в условиях колоссальных пост карантинных вызовов, любая пробуксовка в работе единственного законодательного органа чревата для всей страны, мягко говоря, крайне негативными последствиями. В этой связи возникает закономерный вопрос о дальнейшем формате работы правящей «Слуги народа». Какой вариант выберут «слуги»: заявят о фактическом отсутствии монобольшинства и заключат с определенными фракциями коалиционный союз, или же будут ситуативно искать партнеров под каждый отдельно взятый закон?

«Сейчас в парламенте есть монобольшинство, по решениям которого действует правительство. То есть, монобольшинство не развалилось и показывает очень много эффективных голосований. Другой вопрос, что есть определенные моменты, когда отдельные «слуги» встают в «позу». Например, это касается «антиколомойского» законопроекта. В депутатов вложили деньги, вот они теперь и отрабатывают Коломойскому деньги, наплевав на страну с высокой вышки. Вместе с тем, не вижу оснований говорить о необходимости кардинального изменения коалиционной архитектуры — просто у представителей монобольшинства по разным вопросам разные точки зрения, вот и все. Это не трагично и не катастрофично, потому что они по каждому законопроекту успешно ищут союзников, то там, то там», - отмечает в беседе с Lenta.UA политтехнолог Денис Богуш. До реального развала монобольшинства, убежден эксперт, еще очень и очень далеко.

Кардинально не согласен с коллегой политолог Тарас Березовец, который убежден, что де-факто никакого монобольшинства в парламенте уже нет: «Монобольшинства нет и это всем очевидно, но Зеленскому нельзя признавать тот факт, что он проиграл и люди, которых он на своем рейтинге привел в Раду, «кинули» его и сейчас решают свои бизнесовые вопросы в интересах украинских олигархов», - говорит Березовец в комментарии Lenta.UA. По его мнению, если бы Владимир Зеленский был более опытным политиком, он бы на фоне того, что Украина входит в период экономической рецессии, на которую накладываются и «карантинные» вызовы, разделил политическую ответственность с другими игроками.

«Если президент останется фактическим руководителем иллюзорного большинства в парламенте, весь груз в последствии ляжет на него. Конечно, ему выгоднее было бы сформировать коалицию с другими политическими силами. Тут два варианта. Первый и наименее вероятный — это коалиция с Медведчуком. Почему маловероятный? Потому что Россия в ее нынешнем состоянии не способна решить финансовые проблемы Зеленского. Второй вариант — создать коалицию с ЕС, «Голосом» или «Батькивщиной». Сложный вариант для президента, учитывая его неприязнь к Петру Порошенко, однако с другой стороны, это значительно упростило бы процедуру получения кредитов от международных финансовых организаций. К тому же, такая коалиция сделала бы ту же «Евросолидарность» и «Голос» виновными в экономических проблемах страны. Но я не думаю, что президент пойдет на это, и в итоге факт распада монобольшинства не будет признан, а союзников из разных лагерей будут искать ситуативно», - резюмирует политолог.

То есть, если следовать логике Тараса Березовца, для Зеленского сейчас было бы выгодно пойти на заключение официального коалиционного союза с оппозиционными фракциями, в частности, с ЕС.

А вот политолог Виктор Небоженко, напротив, считает, что бывшие политические противники Зеленский и Порошенко, которые часто без проблем находят общий язык — это неправильно. «В европейской политике так не принято. Я себе не представляю, чтобы Эрнст Тельман — лидер коммунистов Германии голосовал вместе с лидером нацистов Гитлером. Но у нас реалии другие, поэтому, скорее всего, мы станем свидетелями того, как Порошенко и Зеленский дальше будут голосовать в рамках ситуативной коалиционной «ширки», - говорит Небоженко.

Вместе с тем, эксперт не исключает в общем-то абсолютно экзотический сценарий, когда парламентские команды действующего и бывшего президента сначала будут голосовать в унисон, а в последствии, с подачи «Зе», Порошенко арестуют.

«Конечно, намного лучше, когда есть устойчивая и надежная коалиция, но создание коалиции разными политсилами в условиях Украины — это далеко не всегда путь к эффективности. У нас есть пример коалиционного сотрудничества «Народного Фронта» и БПП, которые часто не голосовали синхронно. Большинство знаковых решений принимались после очень сложных консультаций, переговоров и взаимных уступок. Поэтому если сейчас создать какую-то широкую коалицию, это не будет гарантировать того, что качество работы парламента станет лучшим. Наиболее оптимальный, на мой взгляд, вариант — это сохранение нынешнего положения вещей и дальнейшие ситуативные голосования «Слуги народа» с другими фракциями», - делится с Lenta.UA своим виденьем сложившейся в Верховной Раде ситуации политолог Петр Олещук.

То есть, формально, по мнению большинства экспертов, в парламенте и далее будет существовать однопартийное большинство, которое в реальности вынуждено опираться на поддержку оппозиционных фракций. Голосовые конфигурации при этом могут быть самые разные. Однако временные союзы, например, с «Евросолидарностью», как считает Виктор Небоженко, могут сильно ударить по рейтинговым позициям действующего президента, потому что «электорат Порошенко – маленький, но ядерный и «скушает» любое его действие, а избиратель Зеленского – массовый, но очень рыхлый»… 

Наталия Ромашова

Новости