Политика За поребриком

Время вдовы: сможет ли Юлия Навальная заменить мужа на политарене

14:06 20 фев 2024.  1275 Читайте на: УКР РУС

Внезапная смерть самого видного российского оппозиционера Алексея Навального внесла существенные коррективы в повестку дня очередной встречи министров иностранных дел стран Евросоюза, состоявшейся в понедельник, 19 февраля. Тем временем вдова главного путинского оппонента заявила о том, что продолжит дело покойного супруга. О том, станет ли эта громкая история своего рода «черным лебедем» для кремлевского режима, читайте в материале Lenta.UA.

На очередной встрече глав МИДов государств Евросоюза была запланирована обширная повестка. В частности, дипломатам предстояло обсудить конфликт на Ближнем Востоке, а также связанные с этим проблемы гуманитарного толка. Также было предварительно заявлено о том, что за несколько дней до второй годовщины начала войны необходимо «предметно обсудить украинский вопрос и по видеосвязи обменяться мнениями с главой МИД Украины Дмитрием Кулебой». Этот пункт шел вторым номером в программе заседаний и подразумевал преимущественно дискуссию по очередному, 13-му по счету пакету санкций против путинской России, судьба которых до последнего момента оставалась неясна – традиционно из-за позиции соседней Венгрии в лице ее небезызвестного премьера Виктора Орбана. Между тем внезапная смерть в колонии росоппозиционера Алексея Навального, о которой стало известно в минувшую пятницу,16 февраля, внесла серьезные коррективы в программу заседания и тема санкций в отношении РФ стала ключевой.

Перед началом заседания верховный представитель ЕС по международным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил следующее: «На обоих фронтах – политическом и военном – мы должны продолжать оказывать поддержку Украине и российскому народу, который хочет жить в условиях свободы. И чтобы отдать дань уважения господину Навальному и почтить его память, я предложу министрам переименовать наш глобальный режим санкций в области прав человека в его честь. Мы назовем его «Режим санкций в области прав человека имени Навального», чтобы его имя навсегда было вписано в работу Евросоюза по защите прав человека». Главный евродипломат также пообещал рассмотреть вопрос введения отдельных санкций из-за смерти Алексея Навального и выразил надежду на то, что варианты ограничительных мер предложат государства-члены ЕС. По его словам, объектом санкций окажется среди прочего, пенитенциарная система России.

Что касается в целом 13-го пакета антироссийских санкций который включает в себя ограничения в отношении около 200 физических и юридических лиц, то ранее его утверждение упорно блокировала Венгрия. Сутра 19 февраля глава тамошнего МИДа Петер Сийярто дал понять, что Будапешт и на этот раз заблокирует ограничения. По его словам, Евросоюз «страдает военным психозом и хочет удовлетворить Вашингтон», а «в повестке дня нет предложений об установлении мира». Однако уже к вечеру Сийярто сообщил: «На этапе подготовки 13-го пакета санкций удалось исключить из него все элементы, которые противоречили экономическим интересам Венгрии. С этой точки зрения использовать вето не имело смысла. Однако я думаю, что ЕС принимает неправильное решение». Что или кого конкретно изъяли из санкций, скандальный венгерский дипломат не уточнил. Тем временем Жозеп Боррель после заседания провел встречу с Юлией Навальной и пообещал ей «оказывать поддержку российскому гражданскому обществу и независимым СМИ». Несколько позже в специальном заявлении господин Боррель также потребовал от России «международного и прозрачного расследования обстоятельств внезапной смерти» росоппозиционера. Комментируя новости из Брюсселя, путинский спикер Песков заявил: «Пока результаты этого расследования (обстоятельств смерти Навального – ред.) не были обнародованы и о них неизвестно. Поэтому в условиях, когда нет никакой информации, выступать с откровенно хамскими заявлениями мы считаем абсолютно непозволительным. Это не подобает государственным деятелям».

Весьма примечательно, что на встречу с лидерами Евросоюза – председателем Европейского совета Шарлем Мишелем и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем вдова Навального пришла с нынешней руководительницей Фонда борьбы с коррупцией, созданным ее мужем Марией Певчих и ее предшественником на этой должности Леонидом Волковым. А незадолго до рандеву с евролидерами Юлия Навальная выложила в сеть девятиминутный ролик. В своем эмоциональном выступлении она обвиняет Путина в убийстве своего супруга и говорит, что вместе с ним были убиты половина ее сердца и половина души. «Но у меня осталась вторая половина, и она подсказывает мне, что я не имею права сдаваться. Я буду продолжать дело Алексея Навального и продолжать бороться за нашу с вами страну. Я призываю вас встать рядом со мной. Разделить не только горе и бесконечную боль, которая окутала нас и не отпускает. Я прошу вас разделить со мной ярость, злобу, ненависть к тем, кто посмел умертвить наше будущее», - говорит Навальная в своем ролике.

Из ее слов следует, что она намерена вместо со сторонниками построить «свободную, мирную, счастливую, прекрасную Россию будущего», о которой мечтал ее покойный супруг. «Только так немыслимая жертва, которую он принес, может стать не напрасной. Боритесь и не сдавайтесь. Я не боюсь, и вы ничего не бойтесь», - подытожила вдова Навального, которая долгие годы последовательно предпочитала быть женой политика, а не политиком.

Однако западные политики и СМИ уже несколько лет говорят, что именно Навальная после ареста, а теперь и гибели мужа способна стать новым лидером российской оппозиции. При этом, выехавшая после ареста мужа из РФ Навальная в делах росоппозиции в изгнании не участвовала и о политике обычно практически не высказывалась. Иногда это приводило к скандалам. 25 января 2022 года вышел фильм «Навальный» - он рассказывал об отравлении политика и о причастности к этому российской ФСБ. Через несколько месяцев после премьеры фильм был номинирован на главные кинопремии в мире – многие из них картина в итоге получила. В феврале 2023 года Навальная вместе с командой оппозиционера выходила на получение BAFTA. А через несколько недель после этого вышла на красную дорожку «Оскара», а затем и на сцену – за призом за лучший документальный фильм. Во время церемонии Навальная произнесла короткую речь. «Мой муж в тюрьме только за то, что говорил правду. Мой муж в тюрьме только за то, что защищал демократию. Алексей, я мечтаю о дне, когда ты станешь свободным и наша страна станет свободной. Держись, моя любовь», - сказала тогда она.

Это лаконичное выступление возмутило многих наших с вами соотечественников, которым казалось, мягко говоря, неправильным, что супруга Навального ничего не сказала о пресловутой путинской «спецоперации». На негативную реакцию влияла и когда-то произнесенная Навальным фраза о том, что «Крым – это не бутерброд» (после начала полномасштабной войны он несколько раз подчеркивал, что поддерживает полное восстановление границ Украины по состоянию на 1991 год).

Сама Юлия Навальная эти упреки не комментировала. В большом интервью Der Spiegel, которое она дала вскоре после победы «Навального» на «Оскаре», еще раз подчеркнула, что главное в ее жизни – это письма мужу и забота о детях. В этом же интервью она упомянула о войне, которую начала Россия, но особенно не распространялась по этому поводу: «Путин не остановится ни перед чем, чтобы сохранить власть и деньги. После полномасштабного вторжения в Украину, думаю, это стало очевидно всем. Это невозможно простить. Он даже зашел так далеко, что угрожает миру ядерным оружием».

Во время этого интервью журналист еще раз прямо спросил ее: не хочет ли она начать политическую карьеру? «Я не думаю, что это та идея, с которой я хочу заигрывать. Конечно, я прочла много статей, посвященных этому вопросу. Но я понимаю, что для того чтобы участвовать в выборах и стать политиком, нужно этого захотеть. Нет особого смысла думать об этом с точки зрения замены: мой муж попадает в тюрьму, а я подменяю его», - заявляла она.

Теперь же после погибели Алексея Навального ситуация, как видим, кардинально изменилась. К слову, один из самых известных философов современности Фрэнсис Фукуяма, работавший с командой Навального в комментарии Financial Times, заявил следующее: «Я думаю, что даже отдаленно нет никого, кто мог бы занять его (Навального – ред.) место. Но Юлия – очень волевая женщина. Возможно, она сможет принять эстафету».

Фукуяма при этом отметил, что всем только предстоит узнать, есть ли у Юлии Навальной те важные качества, которыми обладал ее супруг – например, «уникальное чувство юмора» и умение «разговаривать с обычными людьми».

«Юлия Навальная становится политической фигурой, хочет она того или нет. Ее слово сейчас приобретает особую значимость и вес в оппозиционной среде. Ей этим ресурсом придется распоряжаться», - написала российская политолог, проживающая нынче вне пределов РФ Татьяна Становая.

О том, что многие после смерти Навального смотрят на его жену как на фигуру с «политическим будущим», пишет и New York Times. Газета обратила особое внимание на спич Юлии Навальной на Мюнхенской конференции по безопасности, где она выступила с речью в день смерти своего мужа. Тогда, днем 16 февраля, никаких подробностей о том, что случилось с Навальным, еще толком не было. «Если это правда, я хочу, чтобы Путин, все его окружение, путинские друзья, его правительство знали, что они понесут ответственность за то, что они сделали с нашей страной, с моей семьей, с моим мужем. И этот день наступит очень скоро. И я хочу призвать мировое сообщество, чтобы мы вместе сплотились и победили это зло, победили ужасающий режим, который сейчас в России», - заявила Навальная. Эту речь заметили не только пресса и приверженцы росоппозиционера, но и российские власти. Выступление прокомментировал первый зампостпред РФ при ООН Дмитрий Полянский. Появление Навальной на мюнхенской конференции он сравнил с «роялем в кустах», а еще поспешил подчеркнуть, что она не имеет никакого отношения «ни к политике, ни к безопасности».

«Алексей Навальный был символом возможности мирного транзита власти – символом и для россиян, и для Запада (об украинцах я молчу, нас давно лишили иллюзий). Путин дал всем понять, что никакого мирного транзита не будет. В такой ситуации пустота на месте убитого Алексея гораздо лучше, чем попытка заполнить эту пустоту Юлией, продолжая его дело пропаганды мирного транзита, когда всему миру, а не только украинцам очевидно, что это невозможно. Я не даю оценок Алексею, ни его жизни, ни его смерти. Я не даю личные оценки Юлии. Я рассматриваю исключительно процесс достижения справедливого мира, необходимым условием которого является наша победа. Поэтому я цинично делю россиян на полезных, вредных и неважных. С этой точки зрения видно, что Юлия Навальная могла стать на путь пользы миру и свободе, а стала, о чем свидетельствуют ее последние публичные спичи на путь вреда. Не знаю, могло ли быть иначе», - отмечает преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы Валерий Пекарь.

И подобные по смысловому наполнению мнения нынче являются доминирующими в украинских соцсетях. К слову, именно посредством Facebook высказал свою позицию по смерти Навального во вторник, 20 февраля еще один узник Кремля Илья Яшин. В своем послании он, называя Путина военным преступником, отмечает среди прочего следующее: «В лагерный барак новости приходят медленно, и про гибель Алексея Навального я узнал лишь вчера. Сложно передать мое потрясение. Сложно собраться с мыслями. Боль и ужас невыносимы. И все же я не стану молчать – скажу то, что считаю важным. Противостояние Навального и Путина показало масштаб личностей обоих. Алексей останется в истории человеком исключительного мужества, который шел вперед за то, во что верил. Шел, презирая страх и смерть. Шел с улыбкой и гордо поднятой головой. И погиб героем. Путин же так и останется маленьким человеком, случайно получившим огромную власть. Персонажем, который прячется в бункере, убивает исподтишка и делает заложниками своих комплексов миллионы людей. Но я не желаю ему смерти. Мечтаю, чтобы он ответил за все свои преступления не только перед божьим, но и перед земным судом. Алексей Навальный был моим другом. Как и Борис Немцов. Мы делали общее дело и посвятили жизни тому, чтобы Россия стала мирной, свободной и счастливой. Теперь оба моих друга мертвы. Я ощущаю внутри черную пустоту. И, конечно, понимаю собственные риски. Я за решеткой, моя жизнь в руках Путина, и она в опасности. Но я продолжу гнуть свою линию и буду сражаться с тиранией».

Тем временем вдова Навального сделала обращение в Евросоюз, в котором призвала Брюссель не признавать состоявшиеся 17 марта выборы в России. Уже завтра станет ясно, прислушаются ли к этой безусловно логичной идее – окончательно отправить Путина в изоляцию – западные партнеры.