Политика Власть

Турботормоз: как «сажали» Порошенко, а закопали остатки имиджа государственной системы

07:57 18 янв 2022.  10808 Читайте на: УКР РУС

После многочасовых юридических состязаний, систематически сменявшихся перерывами, в зале Печерского райсуда столицы, бывшему главе государства Петру Порошенко, обвиняемому в государственной измене и содействию терроризму так и не была избрана мера пресечения. Как проходили жаркие во всех смыслах судебные прения и когда ожидать их предварительного финала — в материале Lenta.UA.

В районе семи утра понедельника, 17 января, экс-президент Петр Порошенко, который под занавес декабря-2021, демонстративно игнорируя попытку сотрудников Государственного бюро расследований (ГБР), пытавшихся вручить ему повестку в суд по делу о госизмене, отбыл в продолжительный заграничный рабоче-отпускной вояж, «засветился» в аэропорту Федерика Шопена в Варшаве, откуда вылетел рейсовым самолетом компании Wizzair в Киев.

Бывшего главу государства сопровождала не только его супруга, действующая депутат Киевсовета 59-летняя Марина Порошенко, но и адвокаты Илья Новиков и Игорь Головань, а также нардепы от Евросолидарности Ахтем Чейгоз, Ирина Фриз, Виктория Сюмар, Артур Герасимов, Николай Княжицкий, Алексей Гончаренко и София Федына. Интересно, что нынешнего ближайшего соратника Петра Порошенко и бывшую «правую руку» Юлии Тимошенко Александра Турчинова на борту не было — он, организуя встречу ПАП уже в Киеве, написал у себя в Facebook: «Украине нужен порох, а не ваЗЕлин»…

«Порох», пройдя все регистрационные процедуры и ожидая сигнала о старте посадки на воздушное судно, посетил кофейню «Атмосфера», расположенную на территории аэропорта. Название данного заведения общественного питания весьма и весьма символичное с учетом того, что политическую атмосферу в Украине с началом новой политнедели будут определять именно события, связанные с ПАП.

Петр Порошенко, не выпуская из рук четки, выпил кофе, попутно бросив журналистам, что настроение у него «фантастическое». Что-то более предметно Петр Алексеевич комментировать не стал, подчеркнув, что накануне своего вылета в Украину, дал пресс-конференцию, в ходе которой ответил «на все вопросы».

Действительно, в воскресенье вечером бывший хозяин Банковой встретился в Варшаве с представителями масс-медиа, и, прогнозируя какую меру пресечения в «угольном деле» может выбрать ему суд, подчеркнул следующее: «Арестуют ли меня – говорю вам, что нет. Не потому, что я такой самоуверенный, но я не вижу оснований для этого. Если Зеленский примет такое решение, он навредит сам себе».

Помимо этого, пятый президент в который раз отметил, что возбужденные уголовные дела, где он проходит в качестве обвиняемого — это ничто иное, как политическое преследование и попытка действующей власти вытянуть за счет данной истории свои проседающие рейтинги народного доверия: «У Зеленского спад в популярности и он хочет переключить внимание, назовем это яркими «видосиками». Таков его выбор».

Сам Владимир Зеленский, комментируя на днях «дело Порошенко», заявил: «Пусть разбирается суд и правоохранительные органы».

«Органы», напомним, инкриминируют господину Порошенко схемы с якобы незаконными поставками угля из «ЛДНР». По версии стороны обвинения, будучи президентом, ПАП, в содействии с путинским кумом и нардепом от ОПЗЖ Медведчуком, а также его товарищем-бизнесменом Сергеем Кузярой, сорвал поставки в Украину южноафриканского угля и организовал его закупки у самопровозглашенных республик Донбасса. Порошенко, по версии обвинения, согласился сотрудничать с Медведчуком, потому что опасался, что дальнейшее ухудшение отношений Украины с Россией губительно повлияет на его политический рейтинг.

Прокуроры, которые «шьют» Порошенко госизмену, требуют от суда его ареста на два месяца с альтернативой залога в размере одного миллиарда гривен.

В свою очередь, адвокаты Порошенко утверждают, что в поставках «черного золота» из ОРДЛО нет ничего незаконного. Более того, по их словам, эти поставки при тех обстоятельствах были необходимы. С формальной точки зрения, напоминают защитники ПАП, деньги за уголь получали не сепаратисты, а украинские предприятия и отчисляли налоги в украинский бюджет. «Поставка угля из «республик» – это единственное возможное решение, которое тогда спасло Украину» – заявляет адвокат Порошенко Игорь Головань.

Защитники экс-президента вообще не признают участия Порошенко в каких-либо действиях, связанных с заключением угольных контрактов и их реализацией, дескать, вопросы топлива и энергетики, подготовки страны к зиме и оплате за поставленный откуда бы то ни было уголь – это компетенция правительства и конкретно профильного министра.

Во время вчерашнего брифинга в Варшаве Петр Порошенко посмеялся над тем, что он прилетит ровно через год после того, как известный российский оппозиционер Алексей Навальный вернулся в РФ. «Специально с датой не подгадывал», - иронично-саркастично отметил ПАП, хотя аналогии тут в принципе вряд ли уместны по ряду причин и главная из них состоит в том, что путинский режим и Зе-власть — это небо и земля, как по архитектуре, так и по фундаменту...

Из-за ветреной погоды в зимней Варшаве, на борт самолета Порошенко, его супруга и группа поддержки вошли с взъерошенными волосами. Не меньший хаос царил в это время и на подступах к аэропорту «Киев» (он же в народе – Жуляны), где с одной стороны, закрепляли позиции правоохранители, а с другой — собирались сторонники экс-президента, которым без проблем дали «добро» на то, чтобы завезти на территорию технику (большой экран, запчасти для монтирования сцены и т.п.), необходимую для проведения импровизированного митинга.

В нем — протесте — приняли участие по данным Евросолидарности, порядка 15-ти тысяч человек (хотя очевидцы говорят, что больше тысячи-полторы не собралось), которые прибыли из разных уголков нашей страны, Это были не только партийные активисты региональных ячеек ЕС, но и «ядерные» сторонники Петра Порошенко, перед которыми он выступил, непосредственно перед отбытием в Печерский райсуд столицы.

Пятый президент говорил ярко, эмоционально и пафосно, а ключевая карта, которую он разыгрывал на публику — Зе-власть перед угрозой полномасштабного путинского вторжения, в угоду Кремлю расшатывает внутриполитическую «лодку».

К слову, на паспортном контроле в аэропорту сотрудники ГБР минут на 15 изъяли у пятого президента паспорт, однако после совершения некоторых протокольных действий, вернули документ и о принудительной доставке ПАП в суд, о которой ранее говорили адвокаты и симпатики Порошенко, дело не дошло — навстречу с Фемидой экс-гарант отправился в собственном кортеже, попутно призвав «подтягиваться» туда же всех своих сторонников, которые встречали его в аэропорту.

Сам Порошенко заявил, что следователи ГБР пытались его арестовать сразу после посадки, однако испугались толпы. В свою очередь, в Госбюро расследований заверили, что никто не собирался одевать наручники на vip-обвиняемого, а просто, предварительно идентифицировав его личность, пытались вручить повестку в суд.

Судебное заседание стартовало не в 11 утра, как было заявлено, а с более чем получасовым опозданием. Во время этого временного «окна» Петр Порошенко, сидя в окружении адвокатов, часто пил воду, а под окнами суда его сторонников подогревали Турчинов, экс-генпрокурор Луценко и другие.

Судебные слушания, едва только начавшись, прервались на двухчасовую паузу с тем, чтобы за это время защитники ПАП имели возможность ознакомиться с «пидозрой», которую они, по их словам, ранее не видели днем с огнем. Вероятные процедурные проколы ни одна из сторон выяснять публично, доказывая свою правоту, не стала.

Во время перерыва Петр Порошенко крайне возмущался тем, что ему решили выделить государственного бесплатного адвоката, хотя все знают, что у него есть свои защитники. И тут, по неподтвержденной информации, имела место провокация, суть которой сводится к следующему: по запросу ГБР, в суд был направлен бесплатный (точнее, тот, услуги которого оплачивают налогоплательщики) адвокат Богдан Глядик, однако из Госбюро якобы никто и никуда с соответствующим ходатайством не обращался.

После перерыва Порошенко в компании своих адвокатов Голованя и Новикова вернулись в зал заседаний — ПАП в белой защитной медицинской спецмаске, которую, очевидно, чувствуя дискомфорт, периодически стягивал на подбородок, защитники — в стандартных, одноразовых. Систематически ПАП, для которого понедельник явно выдался тяжелым днем, даже дремал…

После изучения документов адвокаты заявили, что ходатайство против избрания меры пресечения в отношении пятого президента должно быть согласовано лично генпрокурором. В случае Порошенко, как известно, этого сделано не было - «добро» на специальное судебное заседание касательно вероятной госизмены ПАП давал заместитель Венедиктовой, который, поговаривают, плотно сотрудничает со скандально известным замглавы ОП Олегом Татаровым — Алексей Симоненко.

Кстати, самоустранение экс-нардепа от «Слуги народа», а ныне генпрокурора Ирины Венедиктовой от «дела Порошенко» - отдельная история. Это — либо звонок обществу, что в этом сюжете реально есть пробелы в доказательной базе, и, следовательно, может иметь место политический заказ, либо колокол по ее карьере в ведомстве на Резницкой. Тем более, по слухам, к этой должности давно присматривается председатель СБУ Иван Баканов.

C другой стороны, юридически тут «докопаться» не к чему, поскольку в период внезапного отпуска госпожи Венедиктовой Симоненко исполнял обязанности генерального прокурора. Так что тут все в рамках Уголовного процессуального кодекса.

«Все это делается с одной целью – публичной дискредитации лидеров оппозиции по приказу Офиса президента этими не уважаемыми мною лицами», - сказал Порошенко и обратился к судье с тем, чтобы дело вернули прокуратуре, вместе с «макулатурой».

Кстати, о фигуре судьи. Заседание по избранию меры пресечения экс-президенту вел Алексей Соколов, назначенный в 2017-м указом ПАП. Впрочем, после прихода на Банковую Владимира Зеленского, данный служитель Фемиды не был замечен в лояльности к бывшему гаранту. Более того, именно его решением был арестован директор принадлежавшего ПАП завода Кузня на Рыбальской Валерий Шандра по делу о махинациях на военных закупках.

Но, какой бы, скажем так, оперативной не была бы профессиональная эквилибристика судьи Соколова, факт остается фактом: он в своем кресле оказался в свое время указом президента Порошенко. Это несколько ослабило позицию Петра Алексеевича и его сторонников, которые не могли прямо и открыто «наезжать» на председательствующего судью. Он — человек в малиновой мантии — вещающий именем Украины тоже особо не напрягался, максимально растягивая слушания. В 16 часов с «хвостиком» судья Соколов объявил очередной почти получасовой перерыв. По его окончанию слово взяли прокуроры, которые обосновали залог в размере 1 млрд грн. для Порошенко в качестве альтернативы аресту тем, чтобы «отбить желание противодействовать органам расследования».

Свои слова сторона обвинения подкрепила конкретными цифрами, отметив, что, формируя залог, было учтено имущественное положение экс-президента и его декларация, в которой он указал владение $50 млн  и 420 миллионами гривен. Адвокаты Петра Порошенко тем временем уверяли: цель этого уголовного дела в отношении ПАП – привязать фамилию их подзащитного к имени кума Путина Виктора Медведчука «для пиар-целей Офиса президента».

К слову, единственный из ОП, кто «по горячим следам» прокомментировал судебные перипетии с пятым президентом в главной роли, стал советник Ермака Михаил Подоляк. «Если уж человек уехал за границу в срочном порядке, увидев рядом с собой представителей правоохранительного органа, то вполне логично, что возвращение такого человека в страну предусматривает некоторые простые процедуры. Получить процессуальный документ, явиться в суд – это те вещи, в которых нет ничего сложного или необычного. Но если человек превращает это в некое выступление с массовкой, если каждый шаг в аэропорту сопровождает истерическими криками, то это явно свидетельствует о чрезвычайной экзальтации и неуважении к базовым процессуальным правилам», - подчеркнул  он.

Отметив, что действия Порошенко «не имеют ни малейшего отношения к реальной политике», Подоляк резюмировал: «Вряд ли политики в западных государствах могут позволить себе такое поведение. И это поведение конкретного политика во многом и объясняет причины того, почему трансформация Украины в современное и правовое государство настолько затянулась с 1990-х годов».

Незадолго до того, как судья удалился в совещательную комнату для утверждения решения о мере пресечения экс-президенту, сам Порошенко в зале суда заявил следующее: «Это все отбрасывает Украину от тех успехов и достижений, которые были с 2014 по 2019 годов. Велосипед Голобородько оказался машиной времени. Потому что заходишь в Печерский суд и тут Родион Киреев (судья, ставший известным благодаря судебному процессу над Юлией Тимошенко – ред.) и его бессмертный образ. Как так? Он же сбежал после преступления, которое совершил, и 8 лет уже как сидит в России. А вот это вот все – возрождение его «светлого» образа».

Обращаясь к прокурорам, ПАП сказал, чтобы они «покаялись, осознав, что вся написанная ими галиматья является уголовным преступлением против чести и достоинства президента Украины».

Пока кипел закулисный подготовительный процесс по вынесению вердикта Петру Порошенко, сторонники экс-президента заблокировали боковые выезды из территории Печерского райсуда, побаиваясь, что их полит кумира могут увезти в СИЗО.

Впрочем, опасались симпатики Петра Алексеевича зря, поскольку решения Фемиды так и не последовало. Свой вердикт касательно меры пресечения экс-президенту суд, который пять часов к ряду гадал на итоговой гуще, огласит в среду, 19 января в 14:00.

Как видим, эта громкая история непременно будет иметь продолжение, однако дождливая, не свойственная зимнему экватору погода, наблюдающаяся в понедельник в Киеве, как бы намекала и действующему, и бывшему президенту, как они, пусть полярными, но общими стараниями «мокают» в грязь лицом правоохранительную и судебную систему воюющей, подчеркиваем, страны. Вопрос о том, кто в итоге потирает руки, будучи целиком и полностью удовлетворенным происходящим в Украине — риторический.

Порошенко – откровенно и цинично, буквально и фигурально плевал в лицо ГБР, которое сам же фактически и создавал. Как плевал и в лицо Фемиды, которую якобы отреформировал на все сто процентов при своей президентской каденции. У Зеленского же в этой предварительной схватке хватило ума не выходить на публику с комментариями, а это, с учетом, скажем так, неопытности Зе-власти — уже большой прогресс. Но в целом… все бы смешно, если бы не так грустно, поскольку, вопреки всем писанным и не писанным канонам, на 31-м году независимости нашей страны в ходе рассмотрения «дела Порошенко» мы, увы, увидели Фемиду без повязки, с открытыми глазами, что априори — ненормально…