Культура Литература

Что читать в домашней самоизоляции: три классика «крутого детектива»

09:10 19 мар 2020.  907 Читайте на: УКР РУС

Без них не мог бы существовать ни современный скандинавский детективный роман, ни такие сериалы как «Настоящий детектив».

Как и было вчера обещано, Lenta.UA предлагает свой первый список для чтения во время домашней самоизоляции. Составляя его, мы решили, переиначив известную поговорку, догнать (слово «убить» во время эпидемии коронавируса звучит неполиткорректно) сразу двух зайцев. Заяц первый – это должна быть литература высокого качества, практически классика. Заяц второй – это должна быть литература захватывающая, занимательная и с долей юмора.

И жанр, объединяющий оба этих качества, есть. Более того, он в своем роде уникален, поскольку три автора, которые его начали, за многие десятилетия так и не были превзойдены своими многочисленными последователями-писателями. И еще раз более того, их произведения студенты американских университетов (вся троица – американцы) изучают как серьезную литературу. Без них не было бы, например, такого популярного сегодня «скандинавского детектива», авторы которого переносят эти литературные традиции на северную почву. Более того (уже в третий раз), без них не было бы сотен  телесериалов, снятых в жанре «крутого детектива», а мы бы до сих пор смотрели только криминальные загадки, которые решают сыщики-интеллектуалы в стиле Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро.

Ну вот мы и проговорились – жанр этот называется «крутой детектив» (буквально hard-boiled fiction), а три этих автора – Дэшил (в английском варианте имени два «л», но обычно принято переводить его имя с одним) Хэммет, Раймонд Чандлер и Росс Макдональд. Три гения (я не преувеличиваю) детективного жанра - и не только детективного. Стиль Хэммета, например, принято сравнивать со стилем Эрнеста Хемингуэя. С него и начнем. 

Хэммет родился в 1894-м году и, в отличие от двух других членов вышеназванной троицы, имел практический опыт – до того, как опубликовать свой первый роман, он работал частным детективом. И не где-нибудь, а в знаменитом детективном агентстве Пинкертона. Отсюда, очевидно, и тот жизненный и профессиональный опыт, который он привнес в литературу.

Дело в том, что в детективных романах Хэммета вообще нет положительных героев. Его сыщик и, как принято считать, alter ego писателя, Сэм Спейд, отличается от тех, кого преследует не методами, а целью. Стандартное начало его романов, которое потом повторится у Чандлера и Росса Макдональда (писателей-детективщиков с фамилия Макдональд несколько) – одинокий частный детектив, скучая, сидит в своей конторе за письменным столом, в пустом ящике которого перекатывается бутылка виски (вот где растут ноги у пьянства героев Брюса Уиллиса). И тут появляется посетитель…

Нередко им бывает женщина, молодая, красивая и умная. Хэммет первым начал традицию, которую также продолжат Чандлер и Росс Макдональд, что эта женщина, которая поначалу предстает жертвой, оказывается на самом деле преступницей, которая, очаровав частного детектива, использует его в своих целях. На таких ролях выросло, можно сказать, целое поколение голливудских актрис-звезд 40-х годов. А роль Сэма Спейда в экранизации «Мальтийского сокола» Хэммета (считается одним из лучших фильмов всех времен и народов) сделала знаменитым Хэмфри Богарта.

Кстати, классик современного европейского кино, обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и интеллектуал Вим Вендерс снял об основоположнике «крутого детквтива» биографический фильм, который так и называется – «Хэммет». 

Олег Васильев, Lenta.UA     

Фото: Pinterest