Политика Религия

Диалог как пролог: что показала встреча священников ПЦУ и УПЦ

15:22 08 июл 2022.  3733 Читайте на: УКР РУС

Большая война с путинской Россией возымела свое влияние и на религиозно-духовную погоду в Украине. На днях — впервые с 2018-го — года создания автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ) ее священники сели за стол переговоров с коллегами из Украинской православной церкви (УПЦ МП), которая еще недавно была в единстве с Московским патриархатом. О чем говорили представители двух «крыльев» православного духовенства и стоит ли ожидать их объединения — разбиралась Lenta.UA.

Аккурат после полномасштабного вторжения РФ в Украину представители сразу двух фракций – провсластной «Слуги народа» и «Голоса» зарегистрировали в Верховной Раде законопроекты о запрете деятельности на территории нашего государства УПЦ МП, которой руководит митрополит Онуфрий и которая неразрывно ассоциировалась с Москвой. Однако на календаре — почти что экватор лета, а «церковные» инициативы владельцев мандатов все еще пылятся в парламентских закромах. И, как рассказал Lenta.UA один из нардепов-«слуг», это неслучайно.

По словам нашего собеседника, пылкое желание владельцев мандатов запретить в Украине деятельность УПЦ остудила Банковая. «Президент выступал и выступает категорически против такого сценария, полагая, что УПЦ, имеющая на сегодня наибольшее количество парафий, вполне имеет право на существование если будет проявлять свою абстрагированность от московского патриархата с одной стороны и подтверждать служение украинскому народу, с другой. Церковь и власть, представляющая государство, у нас де-юре автономны, но вопрос настолько тонкий деликатный, что Владимиру Зеленскому пришлось сыграть роль коммуникатора и у него это получилось», - подытожил наш собеседник из «зеленой» политсилы.

В отличие от своего предшественника Порошенко, Зе не особо – во всяком случае публично - «светится» в церковных делах. Однако не только нардеп от «Слуги народа», но и источники в обеих церквях подтвердили, что к большому диалогу их подталкивал именно гарант, настаивая, что война должна побудить украинских священников искать точки соприкосновения и понимания. К слову, по иронии судьбы, из более полусотни уничтоженных путинскими «освободителями» украинских храмов 90% составляют церкви именно УПЦ МП…

Собрание представителей ПЦУ и УПЦ МП состоялось во вторник, 5 июля, в митрополичьем доме возле Софии Киевской. В нем участвовали два десятка священников под модерацией Госслужбы по этнополитике и свободе совести. Хотя участники были достаточно оптимистичны и говорили о необходимости диалога и единства, на самом деле, не все так однозначно. Как говорят в кулуарах, священники УПЦ МП якобы не согласовывали свои действия с высшим руководством, а потому встреча в Софии может для них быть чревата не очень приятными последствиями. Впрочем, то, что они решили самовольно сыграть ва-банк, может и напротив вынудить Онуфрия к более жестким формулировкам в адрес московской митрополии и ее скандального наместника Кирилла, благословляющего «освободителей» на убийство, в том числе мирных украинцев.

Отметим, что официально УПЦ МП и дальше не признает каноничность автокефальной Православной церкви Украины и считает их раскольниками. Сейчас УПЦ формально якобы порвала с РПЦ и провозгласила независимость. Однако ее реальное движение от Москвы до сих пор находится под большим вопросом.

С другой стороны, РПЦ в ответ на антимосковское движение «одолжила» у УПЦ МП крымские епархии и вскоре может поступить так же с епархиями на других оккупированных территориях. УПЦ осуждает действия Москвы и поддержку Кириллом войны против Украины. Однако внутри государства врагом номер один для них фактически является именно ПЦУ, куда во время большой войны перешли почти пол тысячи приходов УПЦ, не желающих иметь ничего общего с российским православием.

Именно эти переходы сейчас в УПЦ называют самой большой преградой на пути к диалогу. На соборе УПЦ 27 мая это условие назвали главным для начала официального диалога - «прекратить силовые захваты храмов и принудительные переводы приходов Украинской Православной Церкви». В ПЦУ переходы назвали добровольными, а условие – ультиматумом.

Именно на таком, мягко говоря, неблагоприятном фоне и состоялась встреча в Софии, где, как мы уже отметили выше, собралось двадцать священников обеих церквей. Все прошло тихо-мирно, а к вечеру среды, 6 июля, было опубликовано совместное заявление ПЦУ и УПЦ, которое у себя в Facebook обнародовал известный киевский священник Георгий Коваленко. В согласованном манифесте священники изложили свое видение компромиссов, взаимного признания и единения православных ветвей в Украине. А также призвали иерархов обеих церквей начать официальный диалог между ПЦУ и УПЦ уже ко Дню крещения Киевской Руси-Украины 28 июля.

«Я бы охарактеризовал эту встречу в Софии Киевской как начало процесса объединения снизу. На сегодня это действительно неформальная встреча представителей УПЦ и ПЦУ. Но если относительно статуса и полномочий ПЦУ у нас есть какое-то понимание, то, к сожалению, священники УПЦ МП представляли пока себя и свои приходы. Однако сегодня это важное начало такого неформального общения между священниками, которое уже имеет свой результат. В частности, по результатам встречи была опубликована «декларация взаимопонимания». Она открыта для свободного подписания, и мы будем видеть, насколько у этой декларации будет отклик в среде священников УПЦ. И здесь есть очень интересный пункт относительно необходимости начала диалога и общности позиций. В декларации указывается на осуждение деструктивной позиции Московской патриархии, которая, пренебрегнув заповедями божьими, превращается в «прислугу» путинского режима и благословляет российских агрессоров на кровопролитие», - отметил давеча в эфире общенационального телемарафона религиовед, профессор института философии Национальной Академии наук Украины Александр Саган.

«Я думаю, что «декларация понимания», которая является результатом этой встречи, также будет иметь определенный резонанс в среде священников, которые не политически ангажированы, а подходят к решению таких вопросов с богословских канонических позиций», - резюмирует эксперт.

В свою очередь, религиовед, доктор философских наук Юрий Черноморец убежден, что объединение двух православных церквей в Украине является лишь вопросом времени. «Сколько бы сегодня не существовало разногласий, это не значит, что условно завтра их не удастся устранить. Все же прекрасно понимают, что не может быть в принципе двух автокефальных церквей на одной территории. Должен быть один предстоятель православной церкви и исторически к этому все будет двигаться. Но когда состоится объединение, каким образом оно состоится сейчас сложно сказать. На мой взгляд, без посредничества других предстоятелей УПЦ и ПЦУ сами между собой не разберутся», - подчеркнул религиовед в комментарии Lenta.UA.

Священник ПЦУ Андрей Дудченко написал у себя в Facebook следующее: «Я был участником встречи. Был рад увидеть старых друзей и познакомиться с новыми. Говорили больше трех часов. Было предложено высказаться прежде всего о том, что у нас есть общее. Понятно, что общего у нас гораздо больше, чем разделяющего. У нас есть общая вера, общая богословская, литургическая и каноническая традиции. У нас есть общая история, но иногда отличаемся в оценке определенных событий по истории. Надо работать над общим видением истории.  Мы едины в понимании деструктивной позиции Московского Патриархата, поддержавшего войну против Украины. У нас много общих проблем. Все мы выходцы из РПЦ. Все мы чувствуем нехватку образования духовенства и епископства. Нашим церквям присуща «византийщина» в плане чрезмерного акцентирования ритуала, разных игрушек и атрибутов власти и авторитета. Нам нужно изучать и возрождать киевскую традицию – и в литургике, и в церковном искусстве и архитектуре, и в канонической традиции выборности духовенства и епископата. В целом отцы участники со стороны УПЦ произвели приятное впечатление и ощущение, что хотят действительно быть Христовой Церковью в Украине. Они согласились, что лично признают таинства в ПЦУ, поэтому следующим шагом может быть открытое провозглашение того, что верующие могут свободно посещать храмы и участвовать в богослужениях обеих юрисдикций. С нашей стороны препятствий к этому нет. Мы открыты для общения, сотрудничества и совместной молитвы».

Несмотря, впрочем, на общий «одобрямс» в своем Facebook-посте Дудченко не отказал себе в удовольствии уколоть руководство УПЦ: «Узнал некоторые интересные нюансы. Так, решения собора УПЦ в Феофании в той части, которые касаются диалога с ПЦУ (и ультимативны), на самом соборе не обсуждались. До этого просто не дошли, а приняли то, что было приготовлено. Еще более интересно, что митрополит Онуфрий дает устные разрешения поминать Кирилла на приходах Киевской епархии, которые этого хотят. Вот такая квази-автокефалия».

Следует отметить, что первым о состоявшемся контакте face to face священников ПЦУ и УПЦ сообщил министр культуры и информационной политики, экс-нардеп от «Слуги народа» и бывший руководитель «плюсов», засевшего с момента старта большой войны на дно олигарха Коломойского – Александр Ткаченко. «Лед тронулся! Сегодня, когда война ставит перед нами новые вызовы, все лишнее остается позади… Я верю, что эта встреча – это начало нового, мудрого, сильного пути наших церквей ради свободного и мирного будущего Украины. Министерство культуры и информационной политики Украины и Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести будут этому всячески способствовать», - написал в Facebook глава Минкульта.

Оптимизм правительственного чиновника не разделяет религиовед Ярослав Коцюба: «По словам Ткаченко, эти переговоры – «начало нового, мудрого, сильного пути наших церквей ради свободного и мирного будущего Украины». Некоторые СМИ так вдохновились оптимистичными словами министра, что побежали впереди паровоза, развив победные реляции до максимума, мол, «представители ПЦУ и УПЦ МП провели встречу по преодолению раскола». Во-первых, и это самое главное, данный диалог проходил не на представительном уровне. Это была встреча священников. Поэтому все заявления и решения этой встречи декларативны, если не декоративны. Во-вторых, диалог сложно назвать «историческим». В октябре 2009 года УПЦ МП и УПЦ Киевского патриархата (будущая ПЦУ) создали рабочие группы по выработке какой-либо более или менее общей позиции для преодоления церковного разделения. Но тогда правила игры и условия для диалога фактически определяли представители МП, которые имели не только численное преимущество в приходах, но и мощную политическую поддержку, в частности, Партии регионов, представитель которой – Виктор Янукович – через несколько месяцев станет президентом Украины. Сегодня, из-за российской агрессии, политические полюса сменились противоположными. И теперь уже УПЦ МП оказалась на месте УПЦ КП».

«Среди руководства ПЦУ доминирующей остается позиция, которую выразил Вселенский патриарх Варфоломей: двух параллельных православных юрисдикций на территории Украины быть не может. То есть должна существовать только автокефальная Церковь, то есть ПЦУ. И единственный путь к этому, как ни крути, – запрет Моспатриархата. Но этот запрет может быть либо жестким – по законодательным инициативам, либо мягким – по решению местных органов самоуправления. Впрочем, центральная власть расконсервировала третий путь – через «диалог и взаимопонимание», несмотря на то, что он уже длится 13 лет. Если ПЦУ устраивает любой сценарий, то УПЦ МП – ни один. Сегодня Моспатриархат в Украине живет в парадигме «церкви-изгоя». На рассказах о «репрессиях» им как-то удается держать ядро своих верующих», - подытожил Ярослав Коцюба.

Модерировавшая встречу священников ПЦУ и УПЦ глава Госслужбы по этнополитике и свободе совести Елена Богдан говорит, что встречи представителей двух церквей теперь могут начаться во многих регионах и превратиться в широкий православный диалог на уровне священников и мирян. Она надеется, «что это будет искренний разговор о будущем украинского православия на основе собственного опыта».

Впрочем, с учетом того, что на официальном сайте УПЦ о состоявшемся «мудром и историческом диалоге» не упоминается ни сном, ни духом, понятно, что до реального начала объединения двух церквей еще очень и очень далеко...