Война и мир Война

Имитация силы: зачем Путину «референдумы» на захваченных территориях Украины

18:44 22 сен 2022.  391 Читайте на: УКР РУС

Во вторник, 20 сентября, одна за другой квази-администрации оккупированных территорий Украины заявили о немедленной организации «референдумов» по присоединению к РФ. На следующий день Владимир Путин объявил о мобилизации. Почему такая спешка? Ответ на этот и сопутствующие вопросы — в материале Lenta.UA.

Псевдореферендум плюс частичная мобилизация – на это вышли в Кремле. Впрочем, обе идеи со стратегической точки зрения будут проигрышными.

На частях временно оккупированных Донбасса, Луганщины, Запорожья и Херсонщины, уже в ближайшие дни – вопреки всему международному законодательству пройдут так называемые референдумы о присоединении к России. При этом весьма показательно, что еще неделю назад все разговоры о «референдумах» всячески откладывали и заговаривали. Теперь же разговоры на эту тему звучат отовсюду – в соцсетях от пропагандистов, с их телевизора, в их Госдуме.

Глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс призвал международное сообщество отреагировать на запланированные фейковые референдумы РФ новыми санкциями и большим количеством оружия для Украины. Это, к слову, станет одной из тем обсуждений на полях генассамблеи ООН, проходящей сейчас в штаб-квартире в Нью-Йорке. А несколько дней назад в Узбекистане, где проводили переговоры главы государств-участников Шанхайской организации (ШОС), куда входит и Россия – сразу несколько президентов, среди них турецкий Эрдоган и лидер Казахстана Токаев убеждали Путина в том, что войну надо заканчивать. Тот, как говорят в кулуарах, якобы отреагировал с откровенной враждебностью. Бывший президент России, а ныне заместитель председателя Совета безопасности Медведев уже заявил: «референдумы» позволят России говорить о посягательствах на ее территорию в случае дальнейшего наступления украинских войск, а затем прибегать к любым средствам самозащиты. Пропагандисты в последние дни все активнее говорят о применении тактического ядерного оружия. Словом, понятно, чем в ближайшее время будут пугать Запад. Поняв, что шансов на молниеносную победу хоть на каком-то направлении у российской армии нет, Кремль пытается вынудить Киев сдаться без боя. Но более 88-ти процентов украинцев, согласно  соцопросу Киевского международного института социологии (КМИС) не считают землю своего государства разменной монетой и единственный приемлемый вариант мира для Украины – возвращение к границам, утвержденным в 1991 году...

«Референдумы» пройдут 23-27 сентября, причем не только в «ЛДНР», но и в южных регионах Украины. Назначенный Россией руководитель оккупированной части Херсонщины Владимир Сальдо объявил о проведении «референдума» по вступлению в Россию и созданию своих вооруженных «добровольческих» батальонов. Позже представитель оккупационной администрации захваченной россиянами части Запорожской области Владимир Рогов заявил, что «референдум» в регионе состоится только на подконтрольных территориях, а Запорожье и другую часть региона россияне хотят захватить уже после «плебисцита». Глава российского МИДа Сергей Лавров так прокомментировал проведение «референдумов»: «Нынешняя ситуация подтверждает, что народы Донбасса хотят быть хозяевами своей судьбы». Откровенная насмешка из уст представителя диктаторского режима.

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что проведение псевдореферендумов не изменит политику Украины по освобождению захваченных россиянами территорий. «Ни фейковые «референдумы», ни гибридная «мобилизация» ничего не изменят. Россия как была, так и остается государством-агрессором, которое незаконно оккупирует часть украинской земли. Украина имеет полное право освобождать свои территории и будет в дальнейшем освобождать их, что бы там не говорили в России», - подчеркнул он. А советник главы Офиса президента Михаил Подоляк заявил, что россияне подготовкой к шоу «референдумов» просто теряют время, нужное им на организованный побег с захваченных территорий. «Оккупанты решили асимметрично ответить на украинское контрнаступление. Они думают, что незаконный «референдум» сможет остановить HIMARS и ВСУ на пути уничтожения кафиров на наших землях. Уверены, что хотите потратить время, нужное для организации побега, на новое шоу? Попробуйте… Будет интересно», - написал он в Twitter.

Американский Институт изучения войны полагает, что проведением «референдумов» и дальнейшей аннексией украинских территорий Кремль рассчитывает привлечь россиян к участию в войне в виде добровольцев для «защиты территории РФ». Об этом говорится в сводке ISW, опубликованной в среду утром, 21 сентября.

«Путин и его советники, очевидно, осознали, что нынешних российских сил недостаточно для завоевания Украины и что усилия по быстрому созданию крупных вооруженных сил за счет добровольной мобилизации не удовлетворяют требованиям российских вооруженных сил», - полагают американские эксперты.

Кремль решил пойти путем частичной мобилизации и усиления наказания для уже воюющих в Украине войск за дезертирство, сдачу в плен и другое неповиновение, спешно принимая соответствующий закон в обход обычных процедур. В частности, в российский Уголовный кодекс давеча внесли ряд тематических поправок. Отныне за добровольное попадание в плен русского военного ждет до десяти лет заключения. Появилось в кодексе и слово «мобилизация» - в перечне обстоятельств, отягчающих наказание. За дезертирство теперь дают до десяти лет колонии. Еще один новый закон – невыполнение приказа или отказ участвовать в боевых действиях, за это предусмотрено до трех лет заключения.

Очевидно, что цивилизованный мир, в унисон раскритиковавший Кремль за кейс с «референдумами» ни при каких условиях не признает результаты этого дешевого шоу. Вместе с тем, возникает закономерный вопрос о том, как «референдумы» могут повлиять на ход войны? Представители отечественной власти в своих комментариях единодушны в том, что аннексия не поменяет ровным счетом ничего и ВСУ и далее будут наступать шаг за шагом освобождая захваченные путинскими оккупантами территории. Вместе с тем, очевидно, что если в Кремле резко и в срочном порядке решили провести «плебисциты», то на некие перемены там все же рассчитывают. 

Но мобилизация – это, среди прочего, риск резкого роста внутренней социально-политической напряженности. И далеко не факт, что она даст серьезный военный эффект – мобилизованных нужно обучить, вооружить, подготовить, провести слаживание. Все это – время, которое в условиях интенсивных боевых действий на вес золота. К тому же, боевые качества мобилизованных, как показывает ситуация в «ЛДНР», скажем мягко, вызывают вопросы. Все это ставит под сомнение, что мобилизация резко изменит в лучшую для РФ сторону положение на фронте

Вторая версия о причинах проведения «рферендумов» вместе с заявлениями Путина о частичной мобилизации – объявление официальному Киеву под шумок ультиматума: прекращение боевых действий на нынешней линии фронта, а в случае отказа – применение ядерного оружия. На такой сценарий в последние дни все чаще намекают в путинском окружении. Не исключено, кстати, что оба обозначенные сценарии будут реализовываться Кремлем синхронно.

«Я считаю, что одной из основных целей потенциального «референдума» на оккупированных Московией украинских территориях является увеличение числа пушечного мяса через автоматическое издание паспортов РФ украинским мужчинам, дальнейшую мобилизацию в вооруженные силы РФ и отправку на фронт», - отмечает экс-зампредседателя ЦИКа Андрей Магера. Подобные по смысловому наполнению мнения наиболее распространены в украинском сегменте соцсетей.

Тем временем влиятельное издание The New York Times выделяет два объяснения, почему Россия решила провести «референдумы» на захваченных территориях. Первое и основное - голосования (и последующая за ними аннексия) «могут стать прелюдией к российской военной эскалации в Украине, а также - попыткой запугать правительство президента Владимира Зеленского и его сторонников и заставить Запад подчиниться».

Однако на этом фоне эксперты, опрошенные изданием, видят и формирование Путиным переговорной позиции для Запада.

«Вполне возможно, что, прибегая к таким радикальным, но не военным действиям, Кремль фактически дал бы понять, что готов вступить в настоящие переговоры», - заявил изданию Григорий Голосов, профессор политологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. «Известно, что многие политики повышают свои требования, прежде чем перейти к реальным переговорам, и это нормальная тактика ведения переговоров, по крайней мере, для диктаторов», - уточнил он.

Второе объяснение NYT – Россия пытается поддержать дух среди своих сторонников на захваченных территориях, дескать после поражения в Харьковской области, они хотят гарантий, что Москва их не бросит и «референдумы» такие гарантии пусть и формально, но дают.

В Вашингтоне считают, что псевдореферендумы по присоединению украинских территорий к РФ – это информационная операция. Об этом заявил спикер Пентагона бригадный генерал Пэт Райдер: «Это просто информационная операция, цель которой отвлечь внимание от тяжелого состояния, в котором сейчас находятся российские военные. «Референдумы» - это часть российской игры. Мы видели, как они делали это в 2014 году: сначала сообщают о планах проведения «референдумов», а затем используют это в качестве основы, чтобы попытаться претендовать на легитимность аннексии суверенной территории Украины. Псевдореферендумы не будут вызывать доверия и не повлияют на поддержку Украины со стороны США».

Эти слова лишь подтверждают гипотезу о том, что вероятное «присоединение» к РФ захваченных территорий сделает невозможным завершение войны на каких-то компромиссных с Киевом и Западом условиях. После такого шага путинская Россия еще более отдалится от цивилизованного мира, который вполне возможно после игр с «референдумами» решится дать, наконец воюющей Украине то, что она давно просит — дальнобойное оружие.

«Они думают, что такими действиями они остановят Украину, но на самом деле только подливают масла в огонь. Благодаря их заявлениям о «референдуме» и деоккупация пойдет быстрее. Если дурак в больнице хочет захватить весь мир, что ты ему скажешь? Ничего. Так вот дурак в нашем случае – это Кремль. Ну, а мы должны воевать на информационном фронте, военном фронте, дальше деоккупировать наши территории, и навсегда запомнить, что ближайшие сто лет политика РФ не изменится. Такой у нас, увы, сосед», - отмечает директор Института стратегических исследований и безопасности Павел Лисянский.

В свою очередь политолог Владимир Фесенко подчеркивает: «Референдумы» и включение оккупированных территорий в состав России, это скорее лишь формальный повод, как и признание так называемых «республик» 21 февраля. Путин, возможно, решил показать, что «начинает всерьез». Судя по всему, решение об этом было принято после возвращения путина с саммита ШОС. То ли он был раздражен тем, как там его принимали и как к нему относились (кто же уважает командующего армии, терпящей поражения), то ли «партия войны» после возвращения Путина смогла его убедить, что надо показать волю и решительность, иначе ситуация в России и на фронте, после поражений российской армии под Харьковом, выйдет из-под контроля. Если события будут развиваться именно таким образом, то нас ожидает эскалация военного конфликта, и к этому надо быстро готовиться – и нам, и нашим партнерам. Ничего чересчур критичного, тем более катастрофичного в этом сценарии для Украины нет.

Как бы то ни было, но очевидно, что педалирование Кремлем темы «референдумов», которые французский президент Макрон очень уместно назвал жалкой пародией, лишь укрепляет мировую антироссийскую коалицию. Кстати, даже осторожный в высказываниях канцлер Германии Шольц, выступая с трибуны ООН четко и недвусмысленно заявил, что «мы ни за что не примем мир на условиях России». То есть, есть глобальный консенсус и международное право. Оно однозначно: Донецк, Луганск, Крым, Запорожье и Херсонщина – это все Украина. Поэтому любые попытки перекрасить флаги – фикция, которая ничего не изменит ни для нас, ни для западных партнеров. Ну а что касается РФ, то там очевидно, наконец, поняли, что все идет далеко не по их фантастическому сценарию, где даже был пункт взятия Киева за два-три дня и победный парад на Крещатике. Поэтому Путину и сотоварищи нужны хоть какие-то информационные «победы» для россиян. Так что аккурат после «референдумов» в Кремле могут с напускным героизмом заявить, мол, ключевые цели «спецоперации» достигнуты - Донбасс защищен и присоединен. А для поддержания имиджа «грозного царя» Путин совершает, опять-таки играя на внутреннюю российскую аудиторию, полушаги. После отмененного во вторник вечером по непонятным причинам обращения в среду с утра несменный хозяин Кремля заявил о частичной мобилизации. Это – ни о чем. Также бункерный обитатель снова включил кнопку шантажа, заявив, что при угрозе территориальной целостности России мы используем все методы, включая ядерное оружие». «Это не блеф», - для пущей убедительности добавил Путин, не желая понимать очевидного: цена его слов настолько девальвирована, что цивилизованный мир их либо трактует с точностью наоборот, либо попросту игнорирует. Другое дело, российское население — у него после путинского спича явно появился повод для праздника, поскольку в задурманенных роспропагандой глазах их король отнюдь не голый.

Новости