Политика Законодательство

Старт медлегалайза: как нардепы узаконивали каннабис

21:53 14 июл 2023.  2258 Читайте на: УКР РУС

В четверг, 13 июля, Верховная Рада в первом чтении одобрила законопроект о легализации медицинского каннабиса. Ожесточенные дискуссии на грани фола вокруг данного вопроса продолжались больше года и из-за противоречивых позиций нардепы так и не решались принимать это решение. О том, почему именно сейчас акутализировался данный кейс и лед по нему ощутимо тронулся, читайте в материале Lenta.UA.

Поскольку со стартом полномасштабной войны единственный законодательный орган страны проводит свои пленарные заседания без прямых трансляций, то о решении, касающемуся легализации медицинского канабиса первыми в соцсетях сообщили нардепы. Так, представитель «Голоса» Ярослав Железняк в своем Telegram-канале привел четкую цифровую раскладку. Как свидетельствует опубликованное им фото голосового табло из сессионного зала ВР, в первом чтении «канабисный» законопроект поддержали 268 парламентариев из 341-х присутствующих на заседании. 17 владельцев мандатов нажали кнопку «Против», 11 воздержались и 45 не голосовали вовсе, будучи при этом на рабочих местах. В числе последних, к слову, экс-президент Петр Порошенко.

Зеленый свет медицинскому канабису был включен голосами 183 представителей правящей «Слуги народа», десяти нардепов от оппозиционной «Евросолидарности». 19 голосов дал «Голос», 11 «Возрождение», 8 - «За будущее», 12 «Доверие» и 19 депгруппа Платформа за жизнь из почившей в бозе медведчуковской ОПЗЖ. Еще восемь голосов «досыпали» внефракционные нардепы. Единственный голос «За» от «Батьківщини» дала Алена Шкрум, являющаяся, к слову, супругой нардепа от СН Дмитрия Наталухи.

«Для меня это было одновременно и простое и очень сложное решение. Но не принять его я не могла. Почему? Ибо когда ты убежден в правильности какого-то пути, то следует делать выбор и делать первый шаг. Я концептуально за доступность лекарств на основе медицинского каннабиса и возможность их производить в Украине. Я верю, что легализация – это правильный путь. Законопроект в некоторых вещах действительно контроверсионный, далеко не идеальный. Я понимаю позицию своих коллег, указывающих на его недостатки и риски. Его эффективность будет зависеть от непростой работы по подготовке ко второму чтению и контролю... Пожалуй, самая большая роскошь, которую можно позволить себе в политике – это оставаться человеком со своими идеями, мыслями, ценностями и убеждениями. Эта роскошь редко доступна, поскольку слишком много границ и подводных камешков. Но иногда делаешь что-нибудь, потому что не можешь это не делать», - написала госпожа Шкрум у себя в Facebook.

В кулуарах поговаривают, что с острейшей критикой за данное конкретное голосование и якобы требованием сложить депутатский мандат обрушилась на нее лидер фракции Юлия Тимошенко. Дважды экс-премьер является ярым противником легализации медицинского канабиса. Она считает, что его выращивание в нашей стране превратит Украину в «наркоплантацию».

На самом деле это не так. Медицинский каннабис содержит каннабидиол, не имеющий выраженного психоактивного действия, поэтому он не интересен для рекреационного употребления. Вместе с тем препараты на основе каннабиса используются для уменьшения болевых ощущений, спазмов и судорог мышц, лечения анорексии, ПТСР и тревожных расстройств. Кроме того, они используются в лечении отдельных типов эпилепсии, глаукомы, псориаза, паркинсонизма, рассеянного склероза. Также задачей этого лекарства является и облегчение боли и страданий тяжелобольным и паллиативным больным, в том числе онкологическим больным и пациентам с ВИЧ. Медицинский каннабис также можно применять для облегчения самочувствия пациентов при болезни Альцгеймера, боковом амиотрофическом склерозе, сильной хронической боли и тошноте.

В поддержку легализации медицинского каннабиса широким фронтом выступили общественные активисты, журналисты, блоггеры и политики. А недавно публично призвал депутатский корпус принять это решение и президент Владимир Зеленский: «Все лучшие мировые практики, решения, какими бы сложными или непривычными они ни были, должны быть применены в Украине, чтобы всем украинским гражданам не пришлось терпеть боль, стресс и травмы войны. В частности, мы должны, наконец, честно легализовать для всех, кто в этом нуждается лекарства на основе каннабиса». Следует отдельно отметить, что в этом вопросе нынешний хозяин Банковой менял свою позицию несколько раз. Во время предвыборной кампании в 2019 году он высказывался обеими руками «За» легализацию, но уже после избрания начал говорить, что это не ко времени.

Тем временем в Министерстве здравоохранения не раз призывали парламент принять это решение, поскольку оно приблизит Украину к европейской системе здравоохранения. Кстати, соседняя Польша, являющаяся полноправным членом ЕС, легализовала применение медицинского каннабиса для пациентов с тяжелыми заболеваниями еще в 2018 году. В числе других стран, где каннабис можно получить как лекарство при отдельных состояниях значится Канада, Израиль, Австралия, Чехия, Австрия, Франция и Германия.

Между тем отдельные политики не поддерживают это решение и связывают его с бизнес-интересами. Так, по словам экс-спикера Дмитрия Разумкова, этот вопрос легко может регулировать правительство, благодаря своим постановлениям. А за этим законопроектом «скрывается сугубо бизнес-история, которая породит новую коррупционную схему в стране».

«Документ содержит положение о выращивании и обращении конопли не только в медицинских, но и в промышленных и рекреационных целях, что может привести к почти легальному общедоступному его употреблению», - утверждает Разумков.

На это его заявление уже отреагировали в профильной организации «Пециенты Украины». Там в частности заявили, что соответствующие решения Кабмина не работают, потому что дорогие заграничные лекарства так и не появились в нашей стране. «Производители даже не заинтересованы проходить регистрацию в Украине, поскольку эти препараты очень дорогие (стоимость некоторых - превышает $2,5 тыс.), а украинский рынок для них совсем мал. Кроме того, постановление правительства – это крайне ненадежный правовой фундамент. Сменился руководитель- отменили документ», - объясняют в организации.

Между тем против легализации выступили украинские церкви. Всеукраинский совет церквей (ВСЦ) озвучил давеча свои оговорки. Там призвали нардепов не рассматривать этот законопроект, а президента – не допустить «губительных последствий пошаговой легализации каннабиоидных наркотических веществ» под видом лечения ПТСР. «Можно ли считать реальной помощью нетерминальным больным предоставление им препаратов, которые имеют наркотический эффект, вызывают привыкание и с высокой степенью вероятности приводят к наркотической зависимости и переходу к потреблению «тяжелых» наркотиков? И это при том, что у больных создается ложное впечатление, будто они употребляют лекарство, а не наркотический опасный препарат», - говорится в заявлении ВСЦ.

У медиков, отметим, иное мнение и сообщество людей в белы халатах в преимущественном большинстве своем поддерживает «канабисный» законопроект. Поддерживают его и известные украинцы, которые запустили в соцсетях флешмоб #знеболь7457 с призывом к парламентариям голосовать «За» вплоть до финального принятия документа. К флешмобу подключились военные, общественные активисты, депутаты и знаменитости. Среди них – тележурналистка Янина Соколова, звездный шеф-повар Евгений Клопотенко, фронтмен «Другой ріки» Валерий Харчишин, лидер рок-группы «O.Torvald» Евгений Галич и многие другие.

В сообщениях на своих страницах в Facebook они рассказывают о необходимости медицинского каннабиса для пациентов и военных с посттравматическим стрессовым расстройством, а также призывают депутатов не прибегать к популизму и поддержать законопроект №7457. О своем опыте применения медицинского каннабиса во время борьбы с онкологией рассказала журналистка Янина Соколова: «На третий день (после химиотерапии – ред.) плохо так, что не помогает ни один из препаратов обезболивания. Сильнейшие пластыри и инъекции не давали никакого полного обезболивающего эффекта. Наоборот. Оказывали побочное действие: рвоту, сыпь и кучу различных желудочных последствий. Хотелось лезть на стены, потому что тело выкручивало так, будто сотни пчел одновременно жалят сосуды. Все это было до покупки моим другом сигареты с маслом каннабиса внутри. Это было просто дыхание покоя. Без побочного действия. Разве что кушать хотелось».

По оценкам отечественного Минздрава до полномасштабного вторжения России в лекарствах на основе медицинского каннабиса нуждались более 2 млн пациентов. Однако, как заявил давеча в эфире телемарафона Геннадий Шабас, глава «Украинской ассоциации медицинского канабиса», из-за войны эта цифра выросла в геометрической прогрессии и сейчас может превышать 10 миллионов человек – как раненых военных, так и гражданских.

В Минздраве прогнозируют, что после победы над рашистами в Украине 15,7 млн человек будут нуждаться в психологической помощи, из них 800 тысяч могут страдать от серьезных психических расстройств. Осенью прошлого года министерство опубликовало результаты первого с начала войны исследования психологического состояния населения. 40% опрошенных заявили, что подверглись угрозе жизни из-за нахождения под обстрелами или в зоне боевых действий; 16% потеряли на войне близкого человека; 5% побывали под оккупацией или в плену. Согласно опросу, тяжелее всего последствия войны психологически переживают те, кто вынужден был покинуть свой дом. Все эти переживания потенциально могут привести к развитию ПТСР - такой риск, по оценкам Минздрава, находится у 57% респондентов. 

Отметим, что многочисленные исследования указывают на то, что препараты на основе медицинского канабиса оказывают расслабляющий, успокаивающий и противовоспалительный эффект. Всемирная организация охраны здоровья (ВОЗ) при этом указывает, что канабиоиды не вызывают привыкания.

Теперь небольшой экскурс в недалекую историю. Первая серьезная инициатива, касающаяся легализации медицинского канабиса произошла еще в 2016 году- поступала она от бывшего министра здравоохранения Олега Мусия, однако ее отозвали в последний момент. В 2018-м общественные организации, представляющие интересы пациентов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в медканабиссе, снова ожидали легализации. Но снова этого не произошло, и проблема перешла по наследству президенту Зеленскому. К слову, во время местных выборов 25 октября 2020-го Банковая инициировала своеобразный общественный опрос. Тогда на выходе из избирательных участков гражданам предлагали ответить за пять вопросов, один из которых - как раз по поводу легализации медицинского каннабиса. Вопреки опасениям и медиков, и активистов, что такой узкопрофильный медвопрос нельзя выносить на суд общественного мнения, люди в большинстве своем его поддержали. В частности, 65% выступили «За» легализацию и 25 процентов - «Против».

В Минздраве настаивают, что принятый вчера в первом чтении законопроект предусматривает достаточный уровень контроля – в том числе благодаря системе электронных рецептов, которую ввели несколько лет назад, чтобы контролировать оборот рецептурных препаратов. В ведомстве Ляшко считают, что легализация медканабисса – это шаг вперед для украинской медицины, и страна в состоянии сделать этот шаг во время войны, поскольку при отсутствии закона многие украинские пациенты – мирные жители и военные вынуждены полагаться исключительно на черный рынок.

Новости