Культура Преступление и наказание

В Германии в возрасте 97 лет приговорена к двум годам тюрьмы сотрудница концентрационного лагеря времен второй мировой войны

05:30 23 дек 2022.  102 Читайте на: УКР РУС

Как известно, у военных преступлений нет срока давности.

"Банальность зла" - выражение, которое стало, если можно так выразиться в данном ситуации, мемом в 1961 году, когда немецкий философ Ханна Арендт выпустила с этим заголовком книгу, где рассказала о судебном процессе в Иерусалиме над подполковником СС Адольфом Эйхманом, на котором присутствовала в качестве корреспондента от The New Yorker. Линия защиты Эйхмана на этом процессе состояла в том, что его сфера деятельности состояла "всего лишь" в организации и координации движения транспорта, в котором будущих жертв отправляли в гетто и концлагеря. 

Несмотря на попытки доказать это (добавим еще сугубо штатский вид Эйхмана на самом процессе - скромный чиновник в отставке), он был казнен. С тех пор на эту тему снято несколько художественных фильмов, в том числе и о самой Арендт. Сейчас это определение "банальности зла" вспоминается во время чтения новости в немецком Der Spiegel, где сообщается о том, что 97-летнюю Ирмгард Фурхнер, бывшую сотрудницу концентрационного лагеря Штутгоф, приговорили сейчас  в Германии к двум годам тюрьмы.  

Срок, учитывая возраст Фурхнер, условный, однако сути дела это меняет. Как можно предполагать, "линия защиты" Фурхнер была аналогичной эйхмановской - мол, она была в штаб-квартире концлагеря простой стенографисткой. Однако на суде было доказано, как пишет издание, что Фурхнер сознательно и добровольно поддерживала идею умерщвления в данном концлагере разными способами более 10500 заключенных. Срок мог бы быть большим, но поскольку Фурхер в то время было 18 лет, ее судила по законам о несовершеннолетних. (Во многих странах Европы совершеннолетием считается наступление 21 года).

Возможно, учитывая возраст потенциальных обвиняемых, это один из последних процессов такого рода. (Попросту говоря, их просто не осталось в живых). Однако он - еще одно свидетельство того, что наказание за военные преступления неотвратимо.

Фото: Ханна Арендт Pinterest